ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

93 – самоутверждение при восприятии текста, «адекватного по семантике возрастным особенностям учебного коллектива» [17, с. 75]. Критерий, обусловленный образовательным контекстом и влияющий на возникновение ощущения удовлетворения, заключается в соответствии объема текста учебным задачам. Слишком длинные тексты могут привести к сниже- нию концентрации внимания и переутомлению, порой даже создавая предубеж- дение у студентов, уверенность в том, что они не смогут усвоить такой объем материала [14]. Однако и слишком короткий текст может оказаться неэффек- тивным либо по причине низкой познавательной ценности, либо из-за недоста- точной языковой сложности. Многие ученые уделяют особое внимание лексической стороне процесса чтения как компоненту языковой сложности. Этот фактор включается во вто- рую группу критериев и особенно важен при отборе научно-популярных ста- тей. Умение определять значение слова по контексту развивает языковую до- гадку. Лексическое окружение неизвестного слова помогает распознать его ча- стеречную принадлежность, что позволяет приблизиться к значению. Напри- мер, для ознакомительного чтения «количество знакомого языкового материала должно быть таким, чтобы оно позволило бегло прочитать текст, поняв его ос- новное содержание» [15, с. 52], то есть 75 % текстовой информации. Аутентич- ная научно-популярная статья не должна быть перегружена терминологией, ко- торая, вероятнее всего, не будет знакома студентам. Преподаватель может вы- делить в тексте ключевые слова, которые учащимся предстоит запомнить и ис- пользовать в дальнейшем. Разобрать новые слова рекомендуется еще на этапе подготовки к чтению текста; предоставляется их список, чтобы учащиеся луч- ше воспринимали материал [3]. Знание слов и процесс чтения – это взаимозависимые элементы. Чем больше учащиеся читают, тем шире становится их словарный запас. А чем ши- ре их словарный запас, тем лучше они воспринимают тексты [2]. Принцип от- бора слов для изучения основан на исследованиях о частотности лексических элементов. Одно из исследований показывает, что около 2000 слов встречается в 80 % всех текстов на английском языке. Минимум 3000 слов требуется для самостоятельного чтения на иностранном языке [5, с. 29]. Также был опублико- ван список из 570 слов, необходимых для академического обучения. Следова- тельно, именно на этот пласт слов педагог должен сделать упор в своей работе [1]. Для лучшего запоминания новое слово должно встречаться в тексте как ми- нимум 7 раз [2]. Языковая доступность обеспечивается не только через адекватность грам- матической и лексической сторон, но и стилистической сложности. Отметим критерий, влияющий на восприятие и понимание научно-популярного текста «в минимально достаточных пределах для обеспечения успешности коммуни- кативного акта» [6, с. 198], – категорию перцептивности. Она отражена в четко- сти, наглядности, читабельности и интертекстуальности изложения материала. Последняя особенность является стилистической и заключается в наличии вне- текстовых заимствований (цитирований, аллюзий, уникальных элементов из других стилистических пластов, коннотаций) [6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=