ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

91 ко развивают умения чтения, но и реализуют необходимое для данного уровня (когда технический уровень узнавания и понимания слов на иностранном языке уже пройден) усложненное восприятие студентами текста: ориентацию одно- временно и на семантическое пространство самого текста, и на когнитивное пространство мышления [7]. Уместность и эффективность использования научно-популярных статей на занятиях по развитию умений чтения определяется рядом критериев, среди ко- торых в первую очередь отметим их соответствием психологическим особенно- стям студентов младших курсов. Психологи утверждают, что в ранней юности (18–20 лет) наблюдается пе- риод интеллектуальных достижений [9], «формируются познавательные и про- фессиональные интересы; в этот период жизни человек наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности» [16, с. 144], что в особенности требуется от читателя научно-популярной литературы. От- мечается еще одно свойство, также повышающее эффективность критического академического чтения на данном этапе. Оно заключается в тесной связи ко- гнитивной и личностной сферы, в формировании теоретического мышления учащихся этого возраста: «мыслительная деятельность характеризуется высо- ким уровнем обобщения и абстрагирования, умением аргументировать, доказы- вать истинность или ложность отдельных положений, связывать их в систему» [16, с. 145]. Более продуктивному изложению собственной точки зрения спо- собствует «изменение качественных параметров речи» студентов, а также «по- требность сформировать личное мнение» [13, с. 411]. Наблюдается усложнение речевых структур как на родном, так и на изучаемом языке. Всё это оказывает положительное влияние на мотивацию студентов младших курсов, заинтересо- ванность в материале, на их способность усваивать и перерабатывать текст научно-популярных статей в ходе развития умений чтения. В методической литературе критерии отбора аутентичных материалов для чте- ния делят на две группы: по содержанию и по языковому оформлению [12, с. 120]. К первой группе относят познавательную ценность, обеспечивающую реа- лизацию образовательного потенциала текстов, а также соответствие текста ин- тересам студентов, что повышает их мотивацию. С. К. Фоломкина отмечает значимость и привлекательность в глазах студентов содержания текста. Значи- мость заключается в «новизне содержания, ином освещении известных фактов, занимательности сюжета» [15, с. 36]. Подбор текста решает, «будут ли учащие- ся относиться к чтению на иностранном языке как к способу получения инфор- мации» [15, с. 36]. Познавательная ценность рассматривается широко – не только как непосредственно получение новой информации, но и как процесс овладения «различными способами организации мысли» [15, с. 36] через зна- комство с разнообразием жанров и типов текстов, их композицией и языковыми особенностями. Преподаватель должен изучить сферы познавательных интересов студен- тов и определить их предпочтения среди текстов по профилю, по изучаемым дисциплинам или в других (научных или технических) сферах [15]. При этом стоит учитывать, что даже интересные тексты одной тематики со временем мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=