ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

8 В естественных и технических науках достаточно давно и широко исполь- зуется понятие e-Science . В гуманитарных науках понятия e-Humanities или e-Philology не получили широкого распространения, вместо них в последние годы обычно используются термин Digital Humanities ( цифровая гуманитарис- тика ). Этому термину может также соотвествовать термин «Корпусная линг- вистика» (и ее разновидности – «Корпусная стилистика», «Корпусная поэтика» и т. д.), так как создание размеченных корпусов тестов – одно из главных науч- но-исследовательских и методических направлений в цифровой филологии. Цифровая гуманитаристика, по определению Д. Кляйн, представляет собой «быстро развивающуюся область на стыке вычислительной обработки данных и гуманитарных дисциплин, культуры и коммуникации, образования, библио- течных и информационных наук» [3, с. 3–4]. В цифровой гуманитаристике на современном этапе особенно активно раз- вивается ряд таких направлений, как: и спользование оцифрованных материалов и материалов цифрового происхождения, междисциплинарные методы и мето- дологии из традиционных гуманитарных наук (история, философия, литерату- ра, лингвистика, музыка и т. д.) в сочетании с компьютерными науками, компь- ютерные инструменты для сбора и визуализации данных, информационного поиска интеллектуального анализа данных, метод больших данных, а также различные способы применения математической статистики в филологической и близкой проблематике. Цифровую гуманитаристику, согласно американскому исследователю нау- ки М. Татлер, можно разделить на 3 составляющих части: «1) анализ больших объемов текста с помощью различных компьютерных технологий; 2) использо- вание текстов для получения новой информации и последующего анализа; 3) оцифровка и архивизация текстовых и нетекстовых ресурсов и управление ими» [2, с. 5]. В рамках цифровой гуманитаристики активно развиваются такие направле- ния как «создание и использование цифровых архивов, цифровые способы визуа- лизации данных, работа с большими объемами текста, разработка и применение цифровых инструментов, онлайн-сервисов и платформ и т. д.» [1, с. 8–12]. Использование приемов цифровой гуманитаристики в преподавании дисциплин филологического цикла – современная насущная задача. Данные приемы позволяют представить содержание дисциплин филологического цик- ла в визуально привычном современному студенту формате и одновременно способствовать развитию необходимых надпредметных и метапредметных компетенций. Рассмотрим использование ряда приемов визуализации на материале изу- чения английской литературы в рамках курсов «История литературы стран изу- чаемого языка» и «Практикум по домашнему чтению» (2 курс, программа бака- лавриата, направление подготовки «Педагогическое образование (с двумя про- филями подготовки»), факультет иностранных языков). Мы, в частности, ис- пользуем следующие способы визуализации: облако слов (word cloud), дерево слов (word tree) и создание карт (mapping).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=