ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

77 РАБОТА НАД ПЛЮРИКУЛЬТУРНОЙ / ПЛЮРИЛИНГВАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С. В. Николаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Ульянова Аннотация. В статье анализируются действующие российские ФГОС-2 школьного образования и Общеевропейские компетенции владения иностранными языками Совета Европы на предмет плюрикультурной / плюрилингвальной ком- петенции. Раскрывается сущность понятия, определяется значимость нового взгляда на соизучение языков и культур в работе учителя иностранных языков. Ключевые слова: лингводидактика, культурологический подход, ФГОС, Об- щеевропейские компетенции владения иностранными языками, компетентность учителя иностранных языков, иноязычная коммуникативная компетенция, социо- культурная компетенция, плюрилингвализм, мультилингвализм, плюрикультур- ная/ плюрилингвальная компетенция. Abstract. The article analyses the current Russian Federal State Educational Stand- ard-2 of School Education and the Council of Europe’s Common European Framework of Reference for Languages regarding to pluricultural/ plurilingual competence. The essence of the concept is revealed, the significance of a new view on the co-study of languages and cultures in the work of a foreign language teacher is determined. Keywords: linguodidactics, cultural approach, Russian FSES-2, Common European Framework of Reference for Languages (CEFR/ CEFRL), foreign language teacher’s ex- pertise, foreign language communicative competence, sociocultural competence, plurilin- gualism, multilingualism, pluricultural/ plurilingual competence. Преподавание иностранных языков в тесной связи с национальными куль- турами имеет большое значение для укрепления связей между странами, спо- собствует развитию толерантности, преодолению межкультурных конфликтов по отношению к представителям иных культур, лучшему ознакомлению с куль- турой каждой страны, а также успешному международному сотрудничеству. Данная позиция выражена в российских и международных документах, регла- ментирующих языковое образование, основанных на соответствующих работах исследователей. Е. Н. Соловова, В. В. Сафонова, К. С. Махмурян в базовые профессиональ- ные компетенции учителя иностранных языков включают общекультурную [1, с. 4–5]. Под общекультурной подготовкой понимается широкая общегума- нитарная подготовка учителя, его кругозор, общий уровень культуры и образо- ванности. Культура – это всё то, что определяет складывающийся веками стиль жизни и мышления, национальный менталитет, а не только искусство, кото- рое, в свою очередь, тоже является частью культуры, отражает и формирует её

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=