ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

75 Безусловно, важную роль на этапе подготовке к заданиям на инициативное говорение является выполнение лексически и грамматически направленных упражнений. Однако, кроме них, до выполнения творческих заданий необходимо переходное звено – упражнения, которые давали бы возможность студентам, ис- пользуя проработанный лексико-грамматический материал, выразить собствен- ные мысли по содержанию текста, или на основе незначительного отклонения от его содержания, т. е. требуются упражнения в инициативном говорении. Вслед за К. А. Родкиным, мы считаем, что инициативная речь не имеет в своем развитии верхней границы и ее развитие идет от частично подготов- ленной к неподготовленной спонтанной речи [2, с. 5]. Исходя из практического опыта, наиболее оптимальным представляется выстраивать работу над инициа- тивным говорением в три этапа, направленных на стимулирование говорения на иностранном языке. Под стимулированием при этом понимается воздействие на учащихся, обеспечивающее вовлечение их в активную иноязычную речевую деятельность и дальнейшее управление этой деятельностью. На первом этапе стимулируются инициативные высказывания с частично заданным содержанием. Лексика и общая смысловая направленность высказы- ваний определяются исходным текстом (например, сделать от лица главного ге- роя запись в дневнике, где он дает критическую оценку описанным в тексте со- бытиям; разыграть диалог между главными героями, уточняющий или дополня- ющий содержание исходного текста). Такой вид упражнений учит, например, путем лексических и грамматических трансформаций «отрываться» от языковых форм исходного текста, что ведет к активному владению на практике иноязыч- ным языковым материалом. При этом отработка нового лексического материала происходит в речевых условиях, в активной речемыслительной деятельности. Так, например, если в тексте описывается ситуация, в которой главные герои ис- пытывают страх, можно предложить задание в такой формулировке: «Alle haben Angst vor etwas oder vor jemandem. Und Sie? Situation 1: Stellen Sie sich vor. Sie sind in einer fremden Stadt. Es gibt nur ein Hotel dort. In dem Hotel ist nur ein Zimmer frei. Das Zimmer wird normalerweise nicht vermietet. Es sollen dort seltsame Dinge geschehen. Nehmen Sie das Zimmer oder schlafen Sie doch lieber im Wartesaal im Bahnhof? Situation 2: Sie haben schon geschlafen. Aber etwas hat Sie geweckt. Da ist es wieder! Es klopft im Kleiderschrank! Stehen Sie auf und öffnen Sie den Schrank?». На втором этапе стимулируются инициативные по своему содержанию монологические высказывания, тесно связанные с содержанием исходного тек- ста, но это собственные мысли говорящего, построенные как на новом лексиче- ском и грамматическом языковом материале, так и на ранее усвоенном. При этом языковой материал, используемый репродуктивно, вступают в сложные взаимодействия с инициативностью. Студент, с определенной интенцией и по своей инициативе развивающий определенную тему, будет пользоваться, как и в любом речевом акте, словосочетаниями и предложениями, уже бывшими в его опыте и новокомбинированными, образовавшимися в результате возник- новения новых речевых связей [1, с. 14]. При этом представляется важным в качестве опоры предложить обучаю- щимся определенным ситуативно-коммуникативный контекст.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=