ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

74 РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ИНИЦИАТИВНОГО ГОВОРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ О. А. Никитина, О. А. Гудкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О. В. Ким Таразский государственный педагогический университет (Республика Казахстан) Аннотация. В статье представлен опыт практической поэтапной работы над текстами художественной литературы с целью развития у студентов уме- ний инициативного говорения. Ключевые слова: инициативное говорение, стимулирование, немецкий язык. Abstract. The article considers the experience of practical step-by-step work on the literary texts in order to develop students’ skills of initiative speaking. Keywords: initiative speaking, stimulation, German. В методике обучения говорению на иностранном (в частности, немецком) языке на базе прочитанных текстов хорошо разработаны упражнения, способ- ствующие как запоминанию содержания текста, так и встречающихся в нем лек- сико-грамматических явлений, а также упражнения, позволяющие контролиро- вать степень понимания содержания прочитанного текста. К ним относятся, например, вопросно-ответные упражнения, различные упражнения на трансфор- мацию текста, реагирования на утверждения, не соответствующие содержанию текста, задания на воспроизведения текста (пересказ, реферирование, аннотирова- ние). Однако, при выполнении этих упражнений обучаемые не выражают своих мыслей, так как они заданы содержанием текста. Другой тип упражнений – это творческие задания, например, задания по интерпретации текста (например, выра- зить главную мысль текста, выразить отношение к затрагиваемой в тексте про- блеме, объяснить заголовок текста и т. п.). При выполнении данных упражнений студенты выражают собственные мысли, облекая их в языковые формы. Задача нашей статьи – поделиться опытом практической работы над текс- тами художественной литературы в процессе развития умений инициативного говорения у студентов старших курсов факультета иностранных языков. Ос- новными признаками инициативного говорения являются, во-первых, не задан- ное извне, собственное содержание высказывания и, во-вторых, самостоятель- ное оформление его иноязычными языковыми средствами. Таким образом, к упражнениям на развитие инициативного говорения можно отнести только творческие задания. Однако выполнение таких заданий требует преодоления обучающимися целого ряда трудностей, как в плане содержания, так и в плане языкового оформления. Следовательно, к выполнению таких заданий студентов надо последовательно и целенаправленно подготавливать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=