ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

7 ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В. Н. Андреев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В данной статье рассматривается возможность использова- ния приемов цифровой гуманитаристики в преподавании английской литературы на факультете иностранных языков. В частности, описывается опыт использо- вания таких способов визуализации материала, как облако слов, дерево слов и со- ставление карт. Ключевые слова : цифровая гуманитаристика, английская литература, язык и литература. Abstract. The article is devoted to the possibilities of using the elements of digital humanities in teaching English literature at the faculty of foreign languages. In particular, the experience of using such methods of visualization as word clouds, word trees and mapping are described. Keywords: digital humanities, English Literature, language and literature. Возрастание роли информационного обеспечения, все большего внедре- ния компьютерных методов и информационных технологий в образовательную и научно-исследовательскую практику является одной из тенденций в образо- вании и научных исследованиях в настоящее время. Эта тенденция проявляется во всем спектре гуманитарных наук, но с особой силой и в первую очередь ее можно проследить в филологической науке, где опору на статистические мето- ды и математические модели, а также элементарные корпусные подходы можно заметить уже в 1950-х годах, а в поэтике художественного текста и с 1920-х го- дов (стилометрия и другие подходы). Филологи и лингвисты обратились к активному использованию компью- терных методов анализа текстов уже в начале 1960-х гг., и с тех пор этот про- цесс все более развивается и отражает реалии быстро меняющегося инфор- мационного мира. В эпоху «микрокомпьютерной революции» в 1980-е годы в рамках этого процесса сформировалась информационно-цифровая парадигма во всем спектре филологических наук. Данная парадигма в настоящее время выходит на новый уровень осмысления накопленного опыта и оценки перспек- тив развития. Становление и развитие междисциплинарных направлений в пре- подавании филологических и смежных дисциплин, а также в филологических исследованиях можно рассматривать как проявление потребности в научной и образовательной интеграции, все большем усилении взаимосвязи информа- ционных, естественных и гуманитарных наук, развития междисциплинарных исследований. Эти тенденции вызваны потребностью общества в создании но- вой образовательной среды в гуманитарной науке науки в условиях дальнейше- го развития информационного пространства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=