ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

67 что также следует считать одной из важных характеристик процесса профессио- нального развития педагога. В-четвертых, не смотря на индивидуальность процесса профессионального развития, можно говорить также о закономерности данного развития, которая заключается в том, что в целом у всех педагогов процесс профессионального развития идет одинаковыми путями, проходя определенные этапы. Это можно показать на примере усвоения педагогом информационно-коммуникационных технологий. На первом этапе профессионального развития педагоги активно осваивают такие инструменты ИКТ, которые направлены на поиск информа- ции, её хранение и обработку. На втором этапе профессионального развития педагоги активно осваивают в образовательном процессе те инструменты и средства ИКТ, которые позволяют им самим создавать какие-то новые про- дукты и презентовать их в профессиональном сообществе. На третьем этапе пе- дагоги активно осваивают те инструменты ИКТ, которые позволяют им в со- трудничестве друг с другом, а также с обучающимися создавать эти продукты. Все три этапа связаны непрерывной работой самого педагога. Если говорить о методах обучения, которые применяются педагогами на каждом этапе, то можно выделить также некоторую закономерность использо- вания методов на определенных этапах. Так, на первом этапе педагоги активно осваивают и используют так называемые объяснительно- иллюстративные ме- тоды, когда, по существу, активен сам педагог. На втором этапе используются такие методы, которые относятся к группе репродуктивных или эвристических, когда педагоги активно подключают к работе самих обучающихся. На третьем этапе используются проектные, проектно-исследовательские и исследователь- ские методы, когда на передний план выходит сотрудничество обучающихся друг с другом, а также с педагогом. В-четвертых, процесс профессионального развития открыт внешней среде, чувствителен к изменениям, которые в ней происходят, к задачам, отраженным в новых программных и нормативных документах. Таким образом, основными характеристиками процесса профессионально- го развития педагога следует считать: непрерывность, целенаправленность, ин- дивидуальность, закономерность, а также открытость внешней среде. Для постоянного профессионального развития сам педагог должен отве- чать определенным требованиям. Прежде всего, педагог должен четко себе представлять структуру данного процесса, его этапы, а также их последова- тельность. Это необходимо для понимания, на каком именно этапе профессио- нального развития находится педагог, и какой этап ему предстоит. На одном этапе, где педагогу стало комфортно и удобно, нельзя находиться долгое время. После усвоения определенных методов обучения надо двигаться дальше, ис- кать новое, что находится в зоне ближайшего развития. Нужно уметь подклю- чать рефлексию, анализируя то, что уже сделано, что предполагалось сделать и сравнивать полученные результаты с лучшими моделями и образцами из своей практики и практики других педагогов. Важным для педагога оказывается умение соотносить свои намерения с имеющимися ресурсами, а также выявлять возможные несоответствия. Дан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=