ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

63 Таким образом, МФТИ обладает очевидным преимуществом в том, что имеет возможность создавать и утверждать собственные программы. В тоже время вуз сталкивается с необходимостью учитывать внешние требования и внутреннюю специфику. Рабочие программы учебных курсов являются неотъемлемой частью Ос- новной образовательной программы высшего профессионального образования. Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, разработан- ный и утвержденный высшим учебным заведением с учетом потребностей ре- гионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального об- разования по соответствующему направлению подготовки. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также учитыва- ет возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обуче- ния в данном образовательном учреждении [4]. Основная цель преподавания языка для неязыковых направлений форму- лируется как «повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами не- обходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для реше- ния социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, куль- турной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежны- ми партнерами, а также для дальнейшего самообразования» [3, 24]. Эта цель за- явлена достаточно широко, охватывая много направлений вероятного исполь- зования языка в профессиональной деятельности будущего специалиста. Одна- ко данная цель требует уточнения в применении к конкретным условиям выс- шего образования. Сложность постановки целей рабочих программ по иностранному языку в неязыковом вузе заключается в том, что целеполагание в преподавании толь- ко до определенного момента может быть абстрактным. С момента включения в программу преподавания языка для специальных целей (LSP – Languages for specific purposes) необходимо учитывать и специализированную "вертикаль- ную" классификацию целеполагания [2]: – первый, наиболее обобщенный уровень целей следует из социального за- каза на специалиста инновационного типа – такого профессионала, который способен эффективно применять коммуникативные умения при общении на не- родном языке, для нахождения и использования информации на другом языке, а также для обеспечения процесса непрерывного самообразования; – второй уровень целей обусловлен квалификационной характеристикой специалиста, то есть учетом конкретных потребностей конкретных дисциплин, специальностей и направлений; – третий уровень целей – цели, относящиеся к каждому конкретному занятию по преподаванию иностранного языка, с учетом выдвигаемых к нему требований. Одним из актуальных вопросов целеполагания для МФТИ является опре- деление этапов введения дисциплины «Английский язык для специальных це-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=