ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 «Овладение навыками устного общения в условиях дефицита учебных ча- сов и большой загруженности студентов занятиями по профильным дисципли- нам достаточно затруднительно. По этой причине основное внимание на заня- тиях уделяется письменной коммуникации: чтению текстов по специальности и научно-популярного характера» [1, 90]. К сожалению, в данных условиях ви- дится затруднительным включение фонетического блока в программу изучения иностранного языка студентами неязыковых специальностей. Кроме того, тре- бования к иноязычной речевой деятельности формулируются следующим обра- зом: «Говорение: строить монологические высказывание с заранее заданным содержанием и неподготовленное монологическое высказывание различных типов (описание, повествование, рассуждения, доказательство и др.,) 2) участ- вовать в дискуссии на научные, профессиональные и социокультурные темы» [1, 90]. Стоит отметить, что уровень сформированности фонетических навыков в данных критериях вообще не рассматривается. В то же время уверенное вла- дение слухо-произносительными навыками свидетельствует о высокой квали- фикации специалиста, а, следовательно, требует внимания в процессе обучения иноязычной речевой деятельности. Таким образом, видится необходимым отведение учебного времени на вы- полнение фонетических упражнений с целью освоения учащимися фонетических навыков и совершенствования их произношения. Выделение около десяти минут для выполнения фонетической зарядки не отнимет значительного количества вре- мени на занятии и, следовательно, не будет препятствовать освоению программы. В то же время регулярное выполнение фонетических упражнений позволит уча- щимся сформировать правильное произношение, развивая и совершенствуя их произносительные навыки. Лексика для формирования фонетических навыков должна быть отобрана из текстов, включенных в основную программу курса. Разберем в качестве примера один из учебников, используемых для обуче- ния студентов технических и естественно-научных специальностей высших учебных заведений: Guide to Science. В данном учебном пособии присутствуют четыре раздела, освещающие следующие дисциплины: биологию, химию, ма- тематику и физику. Тексты, представленные в каждом разделе, повествуют об истории развития науки, известных ученых и их выдающихся открытиях. Каж- дый текст сопровождается фонетической сноской, включающей в себя несколь- ко лексических единиц, отобранных из текста (например, имена ученых, тер- минов, физических законов, и т. д.) и фонетическую транскрипцию. Данную лексику можно использовать для разбора звуков и выполнения фонетической зарядки в начале урока. Студенты учатся правилам произношения и правиль- ной артикуляции, повторяя звуки за преподавателем, а затем по очереди читают целиком слова из фонетической сноски, в которых присутствуют данные звуки. Впоследствии в течение занятия студенты получают дополнительную фонети- ческую практику, используя данную лексику в процессе обсуждения текста. На основе банка слов, отобранных из фонетических сносок, возможно освоение учащимися всей системы английских звуков. В случае отсутствия некоторых звуков в словах из фонетических сносок, возможен подбор дополнительной лексики, соответствующей теме раздела или курса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=