ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

44 мание сфере информационной и медиа безопасности, при этом, анализ докла- дов за 2019–2021 годы говорит о нарастающих негативных явлениях в этой сфере [9], которые способны спровоцировать катастрофические последствия для человечества. Рубрика доклада Foresights of Frontier Risks отмечает «войну по ошибке» и «анархические восстания» как результат «неспособности прави- тельств контролировать действия ввиду отсутствия точной информации» и «использования социальных медиа для распространения дезинформации, ве- дущей к социальному хаосу» [9, p. 85]. Таким образом, развитие медиаграмот- ности населения и его самой активной части – студенчества – является одной из приоритетных задач современной системы образования. Основными декскрипторами медиаграмотности являются следующие: • «способность оценивать достоверность полученной информации, а так- же достоверность источника информации; • способность распознавать цель использования вербальных и невербаль- ных компонентов коммуникации в сфере развлечений, рекламы и политики; • способность различать скрытые и явные апелляции к эмоциям и логике; • способность распознавать как вербальные, так и визуальные аргументы; • способность критически оценивать достоверность информации, почерп- нутой из различных источников» [11, p. 107]. Практически все эти характеристики медиаграмотного человека проявля- ются в его способности распознавать факты и «фейки» в различных типах тек- стов, в том числе, сетевых. Факт, по определениям, предлагаемым современ- ными авторитетными словарями, воспринимается как нечто верное, правиль- ное, правдивое, реально случившееся: fact, синоним слова truth, – “something that has actually occurred” [7]; “something that has actual existence; an actual occur- rence; a piece of information presented as having objective reality” [6]. Напротив, «фейк» (англ. fake), слово неизвестного происхождения в английском языке, но бытовавшее во время своего появления (1775 г.) в криминальном сленге как прилагательное в значении «поддельный, сфабрикованный» [7], имеет значение чего-то недостоверного, маскирующегося под реальный объект: fake – “some- thing not true, real, or genuine; a worthless imitation passed off as genuine” [6]. Начиная с президентских выборов 2016 г. в США словосочетание fake news приобретает высокую частотность в отношении журналистики и средств массо- вой информации: fake news – “journalism that is deliberately misleading, attested from 1894; popularized in the 2016 U.S. presidential campaign” [7]. Популярность вышеозначенных слов в современном английском языке подтверждается тем фактом, что, по данным The Global Language Monitor, сайта, отслеживающего качественные и количественные изменения английского языка, на настоящий момент слово truth занимает 15 место в списке 50 самых популярных слов, а словосочетание fake news – 17 место. Слово fact в топ-50 не входит, но в 2017 году оно было одним из лидеров по частотности [8]. Кроме того, изме- нения в популярности данных лексических единиц можно визуализировать по- средством использования сервиса Google Trends [3], оценивающего частотность пользовательских запросов слов любого языка сети Интернет. Так, слов truth было очень популярным запросом пользователей в 2014 г. (см. рис. 1), что, ве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=