ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

43 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ РАСПОЗНАВАНИЮ ФАКТОВ И «ФЕЙКОВ» В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СЕТЕВЫХ ТЕКСТАХ (на примере онлайн-игры «The Bad News») И. В. Игнатова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Важным аспектом развития медиаграмотности является уме- ние различать факты и «фейки» в потоке информации в сети Интернет. Экспе- римент, положенный в основу статьи, показал, что использование студентами онлайн-игры «The Bad News» оказало положительное влияние на их умение распо- знавать правдивую и ложную информацию в сети Интернет и видеть признаки вербальной и невербальной манипуляции мнением читателя в сетевых текстах. Ключевые слова: медиаграмотность, факт, фейк, сетевой текст, онлайн- ресурсы. Abstract. An important aspect of the development of media and information literacy is the ability to distinguish between facts and “fakes” in online texts. The experiment de- scribed in the article shows that students’ use of the online game The Bad News has a positive effect on their ability to recognize true and false information on the Internet and to see signs of verbal and non-verbal manipulation of the reader's opinion in online texts. Keywords: media and information literacy, fact, fake, online text, online resources. В современном мире значение медиаграмотности невозможно переоце- нить. Этот тип грамотности относится учеными к разряду жизненно необходи- мых, наряду с умением читать, писать, считать, выражать свои мысли с помо- щью языка. Так, Ф. Хортон выделяет следующие типы грамотности, необходи- мые для человека 21 века: «1. базовые навыки чтения, письма, коммуникации и счета; 2. компьютерная грамотность; 3. медиаграмотность; 4. дистанционное образование и электронное обучение; 5. культурная грамотность; 6. информа- ционная грамотность» [4, p. 3]. Отметим, что медиаграмотность и информаци- онная грамотность выделяются автором в отдельные типы компетентностей. Однако, такое разграничение довольно условно, и в работах ряда ученых под- черкивается, что медиаграмотность является «обновленной версией концепта информационной грамотности» [2, p. 8]. Более того, рекомендации по развитию медиаграмотности, размещенные на сайте ЮНЕСКО, объединяют оба типа грамотности [5] и определяют данную компетентность следующим образом: “understanding and using mass media in either an assertive or non-assertive way, in- cluding an informed and critical understanding of media, the techniques they employ and their effects. Also the ability to read, analyze, evaluate and produce communica- tion in a variety of media forms” [13, p. 188]. Значимость развития медиаграмотности также подтверждается тем фак- том, что ежегодный доклад по оценке глобальных рисков уделяет особое вни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=