ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

40 ной среде студент представляет собой отнюдь не пассивного потребителя ин- формации, но выполняет роль активного участника целостного педагогического процесса. Обеспечить подобное полноценное участие в процессе онлайн- обучения становится возможным за счет таких альтернативных видов образова- тельной деятельности как интерактивные тренажеры, квиз-технологии, дискус- сии, проектно-ориентированное обучение, которое по сути делает возможным более глубокое междисциплинарное взаимодействие, непосредственным обра- зом способствует формированию и развитию критического мышления. Конструктивная «обратная связь» или «feedback» является неотъемлемой частью эффективной коллаборации в любом виде образовательной деятельно- сти в электронном обучении студентов вуза. Обратная связь в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или собы- тие. В данной статье в контексте электронного обучения понятие «обратная связь», как и его англоязычный эквивалент «feedback», будет рассматриваться на основе определений зарубежных исследователей Уинни и Батлера (1994). Указанные авторы предлагают определять feedback как определенный вид дан- ных, при помощи которых студент получает возможность подтвердить, дорабо- тать или реструктурировать информацию, которая может быть представлена областью знаний, мета когнитивными процессами, убеждениями по поводу своего «Я» и поставленных задач, а также определенными когнитивными так- тиками и стратегиями [2, с. 5740]. Для более полного понимания феномена «эффективной обратной связи» целесообразно также обратиться к работе новозеландских исследователей Джона Хетти и Хелен Тимперли. В своей публикации исследователи утверж- дают, что обратная связь может являться эффективной, если она отвечает сле- дующим критериям: 1. Наличие конечной и промежуточных целей, которые сокращают проти- воречия между текущим состоянием или ходом событий, процессом выполне- ния задачи и желаемым результатом. 2. Возможность получить ответы на следующие три вопроса: ● куда я направляюсь, иначе говоря, какова конечная цель, которая долж- на быть четко определена на предварительном этапе работы и не менее четко осознана студентом; ● как я продвигаюсь к цели? В данном случае речь идет об анализе мето- дов, средств, используемых в процессе выполнения задачи, выявлении успеш- ных действий, а также недочётов, которые необходимо устранить. Вышеука- занные операции осуществимы при помощи активной и продуктивной обрат- ной связи, которая мотивирует продолжать движение к имеющейся цели; ● куда дальше или каковы мои дальнейшие действия? В данном случае имеет место упреждающая положительная обратная связь или «feed forward», которая нацелена на выявление сиюминутных действий, при помощи которых станет возможным достижение промежуточной цели, которая также должна быть ясна и заранее определена, и переход к последующему этапу. 3. Соответствие четырем уровням, которые лежат в основе каждого из вы- шеуказанных вопросов внутри эффективной обратной связи:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=