ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
127 В научной литературе отмечается, что методы и технологии обучения, ис- пользуемые в компетентностном подходе, должны соответствовать деятель- ностной части компетенций, то есть позволять приобрести опыт со знаниями их целесообразного применения. В результате повышается вероятность проявле- ния и развития личностных черт, необходимых для эффективной деятельности в рамках той или иной компетентности. Преобладающими методами должны быть такие, которые позволяют обучающимся искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций [4, c. 183]. Общение в реальной жизни не идеально – возможны проблемы со связью, акцент партнера по общению, недостаточный словарный запас. Владение стра- тегической компетенцией содействует выходу из подобных ситуаций. Именно поэтому преподавателю необходимо даже на начальном (не говоря уже о про- двинутом) уровне языка поощрять учащихся использовать только изучаемый язык (при недостатке словарного запаса искать синонимы, жестикулировать) и минимизировать использование родного языка на уроке. Для развития данно- го типа компетенции подойдут как известные игры «Крокодил», «Стоп-слово» и «Сломанный телефон» на изучаемом языке, так и ролевая игра «плохая связь»: один из участников игры владеет важной информацией (адрес, номер телефона, номер рейса и т. д.), а второй должен эту информацию узнать. К со- жалению, связь постоянно «прерывается», и второму участнику приходиться постоянно переспрашивать. Социокультурная компетенция предполагает знание участниками обще- ния культурных особенностей страны изучаемого языка и его носителей, их традиций, особенностей поведения и этикета, а также способность использо- вать эти знания в процессе общения, не теряя при этом своей культурной иден- тичности. Развитию данной компетенции посвящены разделы во многих учеб- никах. К сожалению, многие из них основаны на культурных компонентах, ко- торые довольно далеки от современности, и полностью игнорируют актуальные культурные тенденции и нормы поведения, принятые у современных носителей изучаемого иностранного языка. Мы считаем целесообразным знакомить сту- дентов с современными культурными феноменами, тенденциями в обществе и в образовании. Для этого можно использовать как актуальные аутентичные статьи и новости (иными словами, читать статьи с англоязычных ресурсов и об- суждать их на уроках), так и метод проектов. Преподаватель может раздать студентам темы, связанные с актуальными культурными феноменами страны изучаемого языка, попросить учащихся подготовить проекты с дальнейшим об- суждением. Для развития данной компетенции можно обратиться к обсужде- нию обучающимися культурных феноменов – аутентичных рекламных текстов, отрывков из фильмов и сериалов, анекдотов (или мемов) страны изучаемого языка, поскольку они, как правило, весьма актуально показывают тенденции в соответствующем обществе. Наконец, социальная компетенция как составляющая коммуникативной компетенции предполагает умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в своих силах для осуществления коммуникации, умение помочь другому поддержать общение, поставить себя на его место [5, с. 53]. Развивать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=