ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

126 зование изученного материала учащимися в речи или на письме. Это могут быть упражнения «построй диалог/монолог», «допиши историю» и т. д. Хочет- ся отметить, что этот аспект зачастую относительно неплохо развит у школьни- ков, и, как следствие, у студентов начальных курсов. Тем не менее, формирова- ние данной компетенции еще не гарантирует успешность коммуникации на иностранном языке. В научной литературе рассматривается также социолингвистическая компетенция, под которой понимается способность обучающихся подбирать языковые формы и средства, подходящие к цели и ситуации общения, и в соот- ветствии с тем, кем являются коммуниканты. Данной компетенции, как прави- ло, не уделяется должного внимания в процессе обучения иностранным язы- кам – изучается, чаще всего, нейтральная лексика. В ситуации реального обще- ния многие преподаватели сталкиваются с тем, что язык в учебниках и учебных пособиях значительно отличается от реальной речи носителей того или иного изучаемого иностранного языка. Интернет сегодня представляет большое коли- чество возможностей для изучения различных ситуаций общения – от друже- ских до академических. Для работы над формированием данной компетенции, для овладения обучающимися стратегиями говорения, письма на иностранном языке используются следующие упражнения: просмотры аутентичных материа- лов с дальнейшим их обсуждением (например, фрагменты фильмов и сериалов, которые можно подобрать в зависимости от изучаемого регистра языка). Из наиболее используемых можем назвать сериалы ‘Suits’ (Форс-мажоры), ‘Friends’ (Друзья), ‘Superstore’ (Супермаркет) и т. д.), а также «ролевые игры» («Интер- вью», «Пикник с друзьями», «Разговор с профессором в колледже» и т. д.). Дискурсивная компетенция как составляющая коммуникативной компе- тенции предполагает способность обучающихся не просто понимать различные виды коммуникативных высказываний, но и самостоятельно выстраивать ло- гичные высказывания в разных речевых жанрах или дискурсивных практиках (письмо другу, эссе, статья и т. д.), а также подбирать необходимые лингвисти- ческие средства, соответствующие типу высказывания. Данный компонент коммуникативной компетенции формируется и развивается посредством напи- сания разнообразных текстов, принадлежащих различным дискурсивным прак- тикам изучаемого языка. Пример такого упражнения – практическое задание по теме «рекламный дискурс». Учащихся просят найти рекламный текст на изуча- емом языке и продемонстрировать его членам студенческой учебной группы. Далее обучающиеся в группе обсуждают, какие слова в данном тексте указы- вают на его рекламный характер. После разбора тематических текстов каждую группу учащихся просят самостоятельно написать рекламу какого-либо товара и представить её остальным. Стратегическая компетенция основана на вербальных и невербальных стратегиях, которые использует говорящий или пишущий в случае, если ком- муникация не состоялась: переспрос, повтор фразы, мимика, жесты и т. д. Хо- чется отметить, что развитию этой компетенции не всегда уделяется должное внимание, тогда как именно она (особенно на начальном уровне владения язы- ком) является ключом к успешной иноязычной коммуникации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=