ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

124 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ А. Д. Чаплыгина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – кандидат филологических наук, профессор Ж. Е. Фомичева Аннотация. В данной статье рассматриваются направления развития сос- тавляющих коммуникативной компетенции у студентов языковых факультетов педагогических университетов. Обсуждаются пути развития у студентов целой совокупности знаний о системе современного английского языка и его единицах, их функционировании в речи, способах формулирования мыслей на изучаемом язы- ке и понимания суждений участников коммуникации. Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, коммуникатив- ная компетенция, обучение, лингвистическая компетенция, социолингвистиче- ская компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция, со- циокультурная компетенция, социальная компетенция. Abstract. This article describes the development trends of the communicative com- petence of students of language departments of pedagogical universities. The paper dis- cusses the ways in which students develop a whole body of knowledge about the system of modern English and its units, their functioning in speech, ways of formulating thoughts in the target language and understanding the judgments of participants in communication. Keywords: competence, competence approach, teaching, linguistic competence, sociolinguistic competence, discourse competence, strategic competence, sociocultural competence, social competence. Компетентностный подход как принцип образования начал формироваться в зарубежной науке еще в 70 гг. минувшего века. Сегодня с уверенностью мож- но сказать, что компетентностный подход к обучению положен в основу обра- зовательных стандартов российского общего и высшего образования. Данный подход в обучении, сформировавшийся в мировом образовании вследствие по- требности общества в подготовке людей, способных применить полученные знания [Назмутдинов, Юсупова, 181], используется в качестве методологиче- ской основы учебных теоретических и практических курсов, программ их изу- чения, учебно-методических пособий. Валидность и востребованность данного подхода к образованию, в том числе языковому, обусловлена, в первую очередь, его приоритетной ориентаци- ей на результаты образовательной деятельности: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социа- лизацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. В данной статье нам хотелось бы подробно остановиться на коммуника- тивной компетенции, являющейся, бесспорно, одной из ключевых для языково-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=