ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
116 ного и личностного роста и развития. К ним относятся интеллектуальные, соци- альные, межличностные, предпринимательские компетенции, такие как системное и критическое мышление, самоорганизация и саморазвитие; создание научной ос- новы педагогических знаний; разработка и реализация проектов и т. д. [1]. Мы полагаем, что студенты языковых факультетов должны иметь возмож- ность сравнивать подходы, которые освещаются в учебных пособиях и лекциях преподавателей вуза, с концепциями, которые распространены среди зарубеж- ных ученых. Просмотр видео-лекций и научно-популярных фильмов и передач на английском языке предоставляет студентам такую возможность. В процессе работы с АВМ студенты формируют и обосновывают собственную точку зре- ния на научные проблемы, развивают критическое мышление, профессиональ- ный кругозор. Аутентичные кинофильмы-экранизации художественных произ- ведений с успехом используются для сопоставления создаваемого произведе- ниями разных жанров художественного образа и производимого эстетического эффекта. Такая работа способствует эмоциональному и эстетическому разви- тию студентов, помогает повысить их эрудицию и культурный уровень. Еще чаще применение АВМ на иностранном языке направлено на развитие социокультурной компетенции. Одно из основных преимуществ – в том, что они наглядно демонстрируют изучаемые явления языка и культуры в реальных ком- муникативных ситуациях. Благодаря своему содержанию и трактовке проблем с точки зрения иной языковой культуры, АВМ способствуют формированию по- ликультурного видения социальных феноменов и личного отношения к ним. В практике преподавания языковых дисциплин доминирует задача форми- рования лингвистической компетенции. Наиболее заметна их роль в работе над умениями аудирования и говорения. При любой деятельности с видеоматериа- лами эти умения выступают в качестве инвариантных задач. Основными критериями отбора АВМ мы считаем актуальность тематики и ее соответствие теме, учебным целям и содержанию урока; соответствие язы- кового содержания уровню подготовки студентов; информационную/художест- венную ценность; новизну/популярность у зрительской аудитории; языковую насыщенность; отражение социокультурных феноменов и специфики; про- блемность, создающую базу для обсуждения; уместность/этичность; продолжи- тельность видеофрагмента (до 10 минут). Традиционно процесс работы с АВМ организуется поэтапно (до, во время и после просмотра), согласно рекомендациям отечественных и зарубежных ме- тодистов. Однако данные материалы можно с успехом использовать на разных этапах работы с другими типами текстов: для введения в тематику, мотивации студентов, снятия лексико-грамматических и содержательных трудностей, ак- туализации определенной содержательной, социокультурной и лингвистиче- ской информации, а также в качестве базы для продуктивного высказывания. Приведем несколько примеров использования АВМ при работе с учебным пособием Headway Advanced (5 издание) [2]. Данный учебный комплекс вклю- чает видеоматериалы, однако они представляют собой отдельные логически за- вершенные разделы в каждом уроке и имеют с ним лишь общую тематическую отнесенность. Поэтому на практике мы регулярно подбираем в открытых ис- точниках и используем другие аутентичные видеоматериалы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=