ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

112 В качестве активных форм работы со студентами (таблица 1) преподавате- ли и учителя-практики использовали: проблемные лекции и семинары, ролевые игры, мозговой штурм и другие формы занятий [1, с. 38]. Таблица 1 Активные формы занятия со студентами Неимитационные Имитационные игровые неигровые Проблемные лекции Проблемные семинары Мозговой штурм Круглый стол Деловая игра Учебная игра Мини – игры Ролевые игры Анализ конкретной ситуации Тренинги Действие по инструкции Работа с документами Как правило, после перехода от пассивного наблюдения перед активным этапом практики для студентов организуется однодневный семинар-практикум «Проектирование учебного занятия по иностранному языку» (4–6 часов). Уже при планировании данного семинара-практикума в его этапы были внесены из- менения. Классическая схема однодневного семинара включает в себя фазу знакомства и диагностику предварительных знаний участников, что можно в данном случае исключить, так как студенты и руководители практики как от университета, так и от школы на протяжении нескольких лет тесно работали друг с другом. Так же исключается имитационная игра, дающая возможность студентам почувствовать себя обучающимися, так как для участников это не новый процесс. Следовательно, этапы семинара-практикума выстраиваются в такой последовательности:  Целеполагание;  Мозговой штурм по теме;  Теоретический материал по теме;  Проектирование урока/Деловая игра;  Рефлексия. Мозговой штурм на тему «Требования к уроку иностранного языка» вклю- чает в себя следующие шаги: деление участников на группы; наработка воз- можных решений в группах (10–15 минут); презентация результатов; коллек- тивное обсуждение, анализ и критика; подведение итогов. Теоретическую информацию целесообразно вводить с помощью интерак- тивных методов. В данном случае мы использовали прием «Вихревые группы» (Wirbelgruppen). Этот прием подразумевает, что все участники сначала делятся на небольшие команды (например, по три-четыре участника), каждая из кото- рых изучает одну тему между собой. По окончании работы с этой группой формируются новые группы: в каждую вновь сформированную группу направ- ляется по одному представителю от каждой из старых групп (рис. 1), которые делятся информацией друг с другом [3]. Таким образом, в процессе обучения реализуется принцип «равный обуча- ет равного». Этот прием позволяет каждому быть вовлеченным как в процесс получения, так и в процесс передачи знаний. В качестве информации для изу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=