ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

103 являются ничем иным как приёмами обратной связи в двух своих основных функциях — формирующей и корректировочной. В коммуникативно-когнитивной методике подчёркивается формирующая функция обратной связи, которая должна снабдить обучающегося инструмен- тами самооценивания. Формирующая обратная связь становится не просто по- хвалой, одобрением или указанием на ошибки. Она должна предоставить обу- чающемуся информацию, которая поможет самостоятельно проанализировать свои речевые действия, сделать выводы о том, какие речевые действия стоит повторять и развивать, а в случае ошибочных речевых действий понять причину ошибки, провести самокоррекцию и модифицировать речевое действие. Эффективная формирующая обратная связь отвечает на следующие три вопроса: 1) Что сделано хорошо? 2) Что требует улучшения? 3) Как улучшить? Пример: Your sketches were very imaginative! But I still noticed some slips – little things you should know, like forgetting the ’s for possessives. Try to correct each other on these when you’re rehearsing together. Так, в приведённом выше примере вне зависимости от результата учитель поддерживает обучающегося, раскрывая особенно удачные лингвистические или содержательные аспекты выполнения задания: «Your sketches were very imaginative!» Отвечая на второй вопрос, учитель показывает, где и что следует улучшить: «But I still noticed some slips – little things you should know, like forgetting the ’s for possessives». И, наконец, предлагается конкретная рекомен- дация для улучшения работы: «Try to correct each other on these when you’re rehearsing together». Чтобы формирующая обратная связь была эффективной необходимо со- блюдать следующие условия её осуществления: – устанавливать связь с конкретными учебными целями, ожидаемыми ре- зультатами и критериями оценивания; – предоставлять её постоянно и своевременно, чтобы у обучающегося была возможность корректировать свою деятельность, а у учителя – повторно оце- нить выполнение заданий после обратной связи. При планировании уроков учитель может продумывать и стратегии осу- ществления формирующей обратной связи на основе выполняемого обучаю- щимися типа задания. В учебно-методической пособии Марии Гормэн «Плани- рование уроков и курсов» предлагается схема для планирования формирующей обратной связи в зависимости от того, относится ли выполняемое упражнение к закрытому или открытому типу [2, c. 14]. В заданиях закрытого типа, направленных на развитие языковых навыков и рецептивных речевых умений (например, обучающиеся выполняли задание типа «верно/неверно» во время чтения текста), действия учителя по осуществ- лению формирующей обратной связи могут иметь следующий порядок: наблю- дает за ходом выполнения задания и отмечает/запоминает, в чём обучающиеся испытывают затруднения – организует взаимопроверку в парах – проверяет правильность выполнения задания со всем классом – даёт возможность задать вопросы по заданию – хвалит класс. В заданиях же на продуктивную речь (например, в ролевой игре «врач-пациент») последовательность действий учи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=