ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

102 ФОРМИРУЮЩАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Н. В. Ульянова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. В статье рассматривается формирующая обратная связь, раскрывается взаимосвязь формирующего оценивания и обратной связи на уроке иностранного языка, определяются условия и стратегии осуществления эффективной формирующей обратной связи. Ключевые слова: урок иностранного языка, формирующее оценивание, формирующая обратная связь, стратегии формирующей обратной связи Abstract. The article deals with the concept of formative feedback in the foreign language classroom. It reveals the relationship between the formative assessment and feedback, describes conditions for effective formative feedback and formative feedback strategies. Keywords: foreign language classroom, formative assessment, formative feedback, formative feedback strategies. Обратная связь является важной составляющей педагогического взаимо- действия. В рамках данной статьи мы будем понимать обратную связь как вер- бальную или невербальную информацию (замечания, исправления, коммента- рии и другие реакции), которую обучающиеся получают от учителя и одноклас- сников в виде оценочной реакции на свой ответ или выполнение задания. Канал обратной связи является двусторонним: к учителю также поступает оценочная реакция обучающихся на действия учителя и товарищей по группе. Обратная связь на уроке иностранного языка выполняет две основные функции: обучающую (формирующую) и корректировочную. С одной стороны, она спо- собствует формированию иноязычных навыков и умений, а, с другой стороны, она позволяет корректировать речевое высказывание обучающегося [1, с. 183]. В настоящее время много работ посвящено технологиям формирующего оценивания (formative assessment), которые, стоит признать, с трудом прижива- ются в российских школах. Происходит это из-за несовпадения содержания русских и англоязычных терминов. В России традиционно оценивание связы- вают с контролем, а любой контроль (формирующий текущий, промежуточный или суммирующий итоговый) предполагает оценку предметных и метапредмет- ных результатов обучения на конкретном уроке или за период обучения и вы- ставление отметки. Англоязычный же термин «формирующее оценивание» преподносится как сбор данных о том, насколько обучающийся справляется с поставленными перед ним учебными задачами с тем, чтобы своевременно корректировать стратегии выполнения учебных действий. Формирующее оце- нивание часто осуществляется в процессе урока неформально без выставления отметки. На наш взгляд, описываемые инструменты формирующего оценивания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=