Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

76 соналий, при этом, языковые навыки и умения в основных видах иноязычной речевой деятельности развиваются параллельно. Таким образом английский язык выступает целью и средством обучения одновременно. Среди преимуществ интегрированного обучения стоит отметить, что бла- годаря реализации межпредметных связей с историей на уроках английского языка развиваются общекультурные компетенции обучающихся, о важности формирования которых говорят многие методисты [1, с. 75]. Актуальность ин- тегрированного предметно-языкового обучения также определяется его потен- циалом для повышения мотивации к изучению английского языка за счет ак- цента на интересном, увлекательном для обучающихся историко-культурном содержании, и его изучении средствами иностранного языка. Более того, инте- грированное предметно-языковое обучение способствует реализации развива- ющей цели школьного образования. Так, знакомя обучающихся с исторически- ми событиями, фактами, личностями, культурными ценностями, научными от- крытиями и достижениями России в рамках тем учебного курса «История Рос- сии» [2] посредством их обсуждения на английском языке у школьников возни- кает интерес к их дальнейшему изучению. В основе интегрированного предметно-языкового обучения лежат принци- пы содержательной насыщенности, культуроведческой направленности и ак- цента на общее развитие обучающихся посредством работы с аутентичными англоязычными материалами [4]. Отличительной особенностью англоязычных материалов является их жанровое многообразие и активное применение в инте- грированном обучении научно-популярных аутентичных текстов об истории, архитектуре, музыке, литературе и других видах искусства России, которые сейчас применяются и в контрольно-измерительных материалах в рамках госу- дарственной итоговой аттестации (ГИА) школьников по английскому языку, что еще раз подчеркивает актуальность интегрированного предметно- языкового обучения. Переходя к практическим аспектам организации данного обучения стоит отметить, что разноуровневые задания являются ключом к успеху в процессе внедрения интегрированных уроков. Включение разноуровневых заданий для обеспечения дифференциации обучения позволяет учитывать, по словам Е. С. Полат, индивидуальные образовательные возможности [3], потребности обучающихся, а главное – их разный уровень владения иностранным языком. В связи с переходом обучающихся к профильному обучению в старшей школе важно предоставить возможность выбора уровня сложности заданий для обеспечения вариативности обучения. Так, в каждом интегрированном уроке английского языка на историко-культурном материале предлагаются задания повышенного уровня когнитивной и/или языковой сложности, обозначенные символом*. Они изначально рассчитаны на хорошо подготовленных в плане иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, интересующихся проблемами историко-культурной тематики. Данные задания позволяют про- явить творческие и лингвистические способности одаренных старшеклассни- ков, расширяя их кругозор и совершенствуя умения и навыки коммуникативной компетенции на английском языке. С другой стороны, для облегчения понима-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=