Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

72 Рассмотрим потенциал интегрированного предметно-языкового обучения отечественной истории и английскому языку для музыкально-эстетического развития личности школьника. Как известно, основными принципами интегрированного предметно- языкового обучения (CLIL) считаются Content, Cognition, Communication и Culture (содержание, мышление, общение, культура), часто называемые “4 Сs” [3] и отражающие комплексный характер образовательного процесса. В практике школьного обучения они дополняются принципами реалистично- сти, мультикультурности, аутентичности материала, оптимальной формы его подачи, применения стратегии поддержки (scaffolding) [4]. Следуя этим прин- ципам, мы можем прежде всего отметить, что изучение вопросов, связанных с музыкальной эстетикой, очевидно встраивается в социкультурный и соб- ственно культурный, личностный компонент обучения (Culture), однако про- слеживается также их более глубокая интеграция с курсом отечественной исто- рии во всех аспектах. Действительно, анализ взаимосвязи русской и советской музыки с историческим, политическим и социальным контекстом требует осво- ения содержательного компонента истории, а формирование ценностного от- ношения к музыкальным произведениям и связанным с ними событиям опира- ется на целый ряд когнитивных умений высшего порядка – на уровне анализа, синтеза и оценки [5]. Что касается материалов обучения и способов их подачи, то целесообразно комплексное использование материалов разного характера – учебных, адаптированных и аутентичных материалов на иностранном и родном языках по изучаемым предметам и аутентичных музыкальных материалов в ви- де аудио- и видеозаписей, Интернет-ресурсов и трансляций. В области языко- вой составляющей курса принцип поддержки “scaffolding” усложняется необ- ходимостью освоения как собственно исторического вокабуляра (например, политической терминологии), так и музыкальных феноменов. Приведем в качестве примера пособие к факультативному курсу пред- метно-языкового интегрированного обучения истории и английскому языку «Historically Speaking» («С исторической точки зрения») для 10 класса. Данное учебное пособие посвящено проблемам исторического и культурного развития Советской России в первой половине 20 века. Модуль «Music in Russia in the Early 20th Century», направленный, в первую очередь, на формирование ком- муникативной и социокультурной компетенций учащихся, содержит также материалы и приемы работы с ними, способствующие музыкально- эстетическому развитию школьников. При этом музыкально-эстетическая со- ставляющая опирается не только на культурный, но и на содержательный и когнитивный компоненты предметно-языкового обучения. Так, работа над модулем начинается с постановки и обсуждения вопроса о необходимости учета политического и социокультурного контекста при изучении музыкаль- ного творчества периода Октябрьской революции. Путем анализа высказыва- ний рядовых слушателей (рисунок 1) и музыкальных критиков (рисунок 2), обобщения и оценки исторических данных и формирования собственного ар- гументированного мнения, учащиеся приходят к выводу о тесной взаимосвязи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=