Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

65 ским коллективом в 1980-х годах, предусматривает обучение учебному матери- алу различных предметов с параллельным развитием иноязычных коммуника- тивных навыков [4, с. 402]. CLIL включает компоненты, такие как содержание, познание, культура и коммуникация (Content, Cognition, Culture, Communication), что обеспечивает освоение предметного материала и приобретение новых знаний, умений и навыков, а также понимание разнообразия культур мира при общении на ино- странном языке (Доу Койл, [3, c.10]). Иностранный язык успешно интегрируется с любой учебной дисциплиной, однако представляется, что интеграция иностранного языка с предметами гу- манитарного цикла будет особенно эффективной благодаря смежности изучае- мого материала. Объединение нескольких гуманитарных дисциплин в рамках уроков может повысить мотивацию учащихся и создать благоприятную среду для изучения интегрированных предметов. Технология развития критического мышления, зародившаяся в конце XX века в США под авторством Ч. Темпла, Д. Стила, К. Мередит и получившая развитие в работах российских ученых, таких как М. В. Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др., представляет собой базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания – рефлексия) в сочетании с разно- образными приемами и методами [1, с. 7]. Базовая модель технологии стала практическим отражением закономерно- стей познавательной деятельности, изученных в трудах классиков, таких как Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи, Б. Блума, К. Роджерса и др. Ее использова- ние предполагает свободу в выборе точек зрения и отсутствие непреложных ис- тин, что открывает возможности для обсуждения и анализа [1, с. 8]. Термин "критическое мышление" можно найти в трудах известных психо- логов, таких как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Выготский, но в профессиональной лексике российских педагогов-практиков он стал употребляться относительно недавно. Критически мыслящие люди стремятся понять свою личность, быть объективными, логичными и уважать другие точки зрения. Это процесс поиска здравого смысла, способность рассуждать объективно, учитывая различные точки зрения и отказываясь от предвзятости. Важно отметить, что критическое мышление не является универсальным умением, и, согласно Ж. Пиаже, наилучшие условия для его развития наступа- ют к 14–16 годам. Чтобы ученик мог успешно применять критическое мышле- ние, ему необходимо помочь развить определенные качества, включая готов- ность к планированию, гибкость в мышлении, настойчивость, готовность ис- правлять ошибки, осознание и поиск компромиссных решений. Основанная на трехфазовой технологии (вызов, осмысление, рефлексия), эта методика может быть реализована как на одном уроке, так и в более дли- тельной перспективе, обеспечивая последовательное развитие критического мышления у учащихся. Урок развития критического мышления начинается с формулировки про- блемы, ее последующего исследования и аргументирования выводов. Ученики имеют право на свою точку зрения, но она должна быть обоснованной. Резуль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=