Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

62 мент. Приобщение обучающихся к миру ценностей страны изучаемого языка, обучение культуре способствует осознанию значимости своей собственной культуры, формированию ценностных ориентаций и норм межкультурного об- щения. Социокультурный подход в обучении позволяет решать огромный спектр образовательных задач, является отражением современных требований поли- культурного общества. По мнению В. В. Сафоновой, социокультурная компе- тенция отвечает за формирование у учащихся целого ряда умений, без которых изучение иностранного языка не имело бы практического смысла. Среди таких умений можно выделить владение способами проигрывания типичных соци- альных ролей, умение выбирать социокультурно приемлемый стиль общения, овладение культурными нормами и традициями изучаемого языка, осознание того, что язык не только средство общения, но и форма социальной памяти, развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности, умение переводить социокультурно окрашенный материал на родной язык, способ- ность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты, правильное упо- требление социокультурно маркированных единиц речи, проявление толерант- ности при общении на изучаемом языке, прогнозирование восприятия и пове- дения носителей языка и культуры и многое другое [2, с. 28]. Учитывая тот факт, что наша страна многонациональна, а каждый регион имеет свою уникальность и самобытность, социокультурный компонент позво- ляет включать в обучение и регионоведческое содержание. Такой материал позволяет обучающимся не только расширять свой кругозор и узнавать что-то новое о своей малой Родине, но и ценить, уважать и сохранять культурные тра- диции, наследие родного региона. Приведем пример возможной интеграции двух предметных областей, «Иностранный язык» и «Технология», с целью описанных выше задач: форми- рование коммуникативных универсальных учебных действий (требование ФГОС обоих предметов), развитие социокультурной компетенции посредством внедрения регионоведческого компонента содержания в учебный процесс. В соответствии с программой по иностранному языку (немецкому) в 4 классе предполагается изучение темы «Игрушки». В рамках работы над данной темой предлагаем расширить содержание УМК за счет включения дополни- тельного текстового материала с информацией регионоведческого характера о старейшем народном промысле Тульского региона (д. Филимоново Одоевско- го района) – филимоновской игрушке. После последовательной работы над тек- стом предлагаем дополнить урок проектной деятельностью, а именно изгото- вить филимоновскую игрушку из глины или пластилина. Таким образом, инте- грация предмета «Технология» в урок иностранного языка позволяет превра- тить процесс обучения в творческий, увлекательный, что способствует повы- шению мотивации и познавательного интереса обучающихся. В свою очередь, формирование коммуникативных универсальных учебных действий в совмест- ной работе над игрушкой будет протекать эффективно и познавательно. Интегрированные уроки технологии и иностранного языка обладают бога- тым образовательным потенциалом. Сочетая в себе сложные интеллектуальные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=