Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

61 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ТЕХНОЛОГИИ А. С. Титов, О. А. Титова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Рассматриваются возможности реализации социокультурного компонента обучения на интегрированном уроке иностранного языка и технологии. Ключевые слова: иностранный язык, технология, социокультурная компетенция. Abstract. The paper reveals the possibilities of implementing the social and cultural component of teaching at the integrated lesson of a foreign language and technology. Keywords: foreign language lesson, technology lesson, social and cultural competence. В связи с введением обновленных федеральных государственных образо- вательных стандартов (ФГОС) по основным предметным областям в обучении конкретизированы требования к планируемым результатам. В обновленных до- кументах результаты освоения образовательных программ представлены в трех ключевых компонентах: личностные, метапредметные и предметные. Личност- ные результаты отражают основные линии воспитания: патриотическое, эсте- тическое, духовно-нравственное, трудовое и др. Метапредметные результаты конкретизированы по видам универсальных учебных действий (УУД). Уча- щимся необходимо овладеть универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями. Предметные результаты от- ражают требования по каждой учебной дисциплине [1]. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий пред- полагает выдвижение на передний план совместной деятельности в ходе органи- зованного общения. На уроках иностранного языка этот процесс является есте- ственным, так как формирование основных видов речевой деятельности (ауди- рования, чтения, говорения и письма) составляют основу целеполагания пред- метных результатов. Коммуникативно-диалоговые технологии обучения ино- странному языку применяются постоянно, в ходе общения на иностранном языке обучающиеся решают поставленные задачи. В ходе обсуждения различных про- блем учащиеся достигают как предметные, так и метапредметные результаты. На других предметах совместная деятельность учащихся возможна, например, в хо- де работы над групповым проектом. В этой связи предметная область «Ино- странный язык» в интеграции с другими предметами предлагает большие воз- можности для формирования коммуникативных универсальных учебных дей- ствий. За счет своего предметно-логического содержания достаточно просто со- четать его с различными предметами, особенно в начальной школе. Одним из важнейших положений современного образования, иноязычного в частности, является формирование социокультурной компетенции учащихся. Она является составляющей коммуникативной компетенции, развитие которой выступает в качестве цели обучения иностранным языкам на сегодняшний мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=