Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

53 К типам заданий по описанию произведений живописи можно отнести анализ деталей картины на предмет их соответствия или несоответствия дей- ствительности, поиск логического объяснения той или иной визуальной репре- зентации основной идеи (смысла) картины, поиск и анализ дополнительной справочной информации по тому или иному произведению, формулировку связного и логичного высказывания-описания, выражение и аргументацию соб- ственного отношения к картине и мнения о ней, описание картины на основе прослушанного аудио-отрывка и т. п. Данные задания способствуют развитию умений определять понятия по наличествующим признакам, производить ана- лиз, в том числе сравнительный, систематизировать информацию, классифици- ровать признаки, формулировать и доказывать тезисы, а также устанавливать межпредметные связи, так как любое произведение искусства – это не только набор деталей, изображенных на картине, но и отражение определенного исто- рического контекста, социокультурных особенностей, географического поло- жения и т. д. В старшей школе использование живописи имеет огромное значение, в числе прочего, на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ по предмету, так как описание и сравнение картинок является частью устного оценивания на данном экзамене. Кроме того, стоит отдельно акцентировать эффективность темы «Живо- пись» и арт-ориентированных заданий для развития творческого мышления обучающихся при описании картин. Можно предложить обучающимся следу- ющие упражнения, требующие проявления воображения, гибкости мышления и творческих способностей: 1) «Впиши себя в картину». Обучающимся предлагается либо представить себя на месте кого-то из изображенных на полотне людей, либо мысленно нарисовать себя в определенной части картины и аргументировать, почему они выбрали ту или иную роль или положение, описать свои чувства, эмоции, ощущения, запахи, звуки и т. д.; 2) «Я художник». Данное упражнение предполагает представление себя на месте автора картины и может осуществляться по нескольким сценариям: «Пресс-конференция» (автор объясняет детали картины и свой замысел), «За- явка на выставку» (автор «рекламирует» свою работу и аргументирует ее худо- жественную ценность и обоснованность для выставления ее в галерее или ху- дожественном салоне) и другие; 3) «Тайна картины». Учащимся предлагается картина (предпочтительно в стиле сюрреализма), которая содержит в себе странные и не всегда очевидные образы и символы. К примеру, в нашей работе со студентами вуза была исполь- зована картина бельгийского художника Рене Магритта «Пронзенное время», на которой есть детали, не поддающиеся логическому объяснению: поезд, по- являющийся из камина (при этом отсутствуют рельсы, тоннель); зеркало над камином, в котором отражается полупустая комната и не все предметы, стоя- щие перед ним на каминной полке и т. д. Данная картина вызывает много во- просов, на которые обучающимся нужно дать ответ, даже если он неочевиден и/или неверен. За счет данного упражнения развиваются, в частности, аналити- ческие способности и способность к критическому мышлению, которые необ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=