Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

52 – анализа информации; – критического мышления и умения выявлять недостоверную информа- цию, отсеивать лишнее; – творческого мышления и поиска альтернативных вариантов решения проблем и другие [1]. Развитие метаумений может осуществляться при обучении любому пред- мету, но особенно эффективным оно становится при овладении иностранным языком. Специфика предмета «Иностранный язык» открывает большие воз- можности для использования межпредметных связей, поскольку одним из его свойств является «беспредметность». Беспредметность предполагает, что усво- ение правил и норм иностранного языка само по себе не дает человеку непо- средственных знаний о реальной действительности, но при этом его содержа- ние всегда включает сведения из разных областей знания, что позволяет языку выступать средством выражения мысли об объективной действительности, за- кономерности которой являются предметом других дисциплин [2, c. 33–34]. Поэтому можно утверждать, что иностранный язык межпредметен, а также “полипредметен”, так как он имеет много точек соприкосновения с другими учебными дисциплинами, что, в результате, позволяет выстраивать в сознании обучающихся целостную картину мира в процессе преподавания данной дис- циплины. Среди разнообразия средств, которые могут быть использованы для разви- тия метаумений на уроке иностранного языка, особый интерес представляют произведения живописи. Живопись может рассматриваться не только как об- ласть, изучение которой способствует воспитанию личности, способной к ре- шению общечеловеческих, моральных и этических проблем, но и как инстру- мент для формирования коммуникативной компетенции обучающегося и раз- вития у него метапредметных умений. В рамках межпредметного подхода возможна, с одной стороны, интеграция предметов «Иностранный язык» и «Изобразительное искусство», а с другой – использование произведений жи- вописи как средства формирования универсальных навыков и умений – анали- за, синтеза, критического мышления и т. д. – на уроке иностранного языка. Ис- пользование произведений искусства возможно на всех этапах школьного обу- чения, а также в последующем профессиональном образовании. На базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического уни- верситета проводятся занятия в рамках темы «Живопись», особенности орга- низации которых могут быть приведены в качестве примера того, каким обра- зом возможно развивать метаумения обучающихся с помощью анализа произ- ведений искусства. Данная тема, равно как и использование отдельных ее эле- ментов (описание картины, анализ, рефлексия и др.) в рамках других тем наилучшим образом соответствуют принципам межпредметного подхода к обучению, поскольку искусство всегда интегративно: это разнообразие и многогранность реального мира, отраженные в процессе и самом результате художественного творчества. Кроме того, искусство всегда эмоционально, что является дополнительным стимулом для активной речемыслительной дея- тельности обучающихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=