Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

38 изучающих иностранный язык: научиться получать информацию из аутентич- ных аудиовизуальных источников, понимать разговорную речь в разных кон- текстах, видеть использование типичных языковых моделей на примере «жи- вого» дискурса, приобщиться к иноязычной культуре, использовать видео- контент как основу для продуктивной речевой деятельности или как своего рода учебник с динамическими картинками и аудиосопровождением и т. д. Просмотр видео включает в себя «интерпретацию изображений, за которыми стоят слова, и сопоставление визуальных образов в видеоматериале, компью- терных программах и веб-сайтах с сопровождающими их печатными или произносимыми словами» [5]. В данной статье рассматривается методика работы с видеоматериалами при реализации предметно-языкового интегрированного обучения английскому языку и истории культуры РФ на примере кинематографа. Задания разработаны для проведения факультативных занятий для учащихся 10 класса, интересую- щихся культурой, историей и изучением английского языка. Методика предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) вклю- чает 4 компонента [3]: content – предметное содержание учебной дисциплины; cognition – приобретение новых знаний, умений и навыков; culture – развитие представлений о многообразии культур мира и своем месте в культурной пара- дигме лингвосообщества; communication – развитие навыков коммуникации в процессе общения на иностранном языке. Обозначенные аспекты можно реа- лизовать при использовании видеоматериалов разного типа, причем не изоли- рованно, а в совокупности. Типичный урок CLIL состоит из нескольких этапов: (1) мотивационный, (2) этап знакомства с новым предметным и языковым материалом, (3) этап развития метапредметных умений в рецептивных видах речевой деятельно- сти, (4) этап развития метапредметных умений в продуктивных видах рече- вой деятельности, (5) рефлексия и обратная связь [2], (6) дополнительные задания [7]. (1) На мотивационном этапе основной задачей является активизация фо- новых знаний по истории культуры РФ и создание настроя учащихся на про- смотр видео (компоненты CLIL – content, culture, communication, в меньшей степени – cognition), для чего можно предложить задания на основе облаков слов из видеоматериала, который далее будет просматриваться учащимися, стоп-кадров из него, фотографий выдающихся представителей кинематографи- ческого искусства (см. рис. 1, задания 1–4), а также их обсуждения и определе- ния уже знакомой из изучения других учебных дисциплин информации по ис- тории развития отечественного кинематографа и тех ее аспектов, которые инте- ресны, но незнакомы учащимся. На данном этапе можно предложить учащимся для заполнения первые два столбца таблицы KWL – know (знаю) и want to know (хочу узнать).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=