Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

29 разрабатывать средства обучения и цифровой образовательный контент по сво- ей дисциплине. Главное отличие учебного занятия, разработанного в рамках CLIL, от тра- диционного занятия по дисциплине состоит в том, что для достижения образо- вательного результата необходимо связать предметные и лингвистические за- дачи в единое целое. Следовательно, содержание обучения определяется пред- метными задачами [Жуванышева, 2018, с. 22]. Выделим основные направления работы, составляющие содержание обу- чения в рамках интегрированного предметно-языкового обучения в области теории и методики обучения иностранному языку. Во-первых, неотъемлемым компонентом содержания методического заня- тия в рамках CLIL выступают языковые упражнения, направленные на отра- ботку профессионально-ориентированного вокабуляра и дидактико-методичес- кой терминологии. Будучи по своему характеру нацелены на формирование и развитие языко- вой компетенции учащихся, прежде всего, лексико-грамматических навыков речи, языковые упражнения имеют исключительную важность для формирова- ния профессионально-ориентированного словарного запаса будущих педагогов. Сама типология упражнений традиционна: заполнение пропусков, языковые трансформации, перекрестный выбор, перифраз, решение кроссвордов, т. п. Однако, в отличие от заданий аналогичного типа на занятии по иностранному языку, содержанием обучения становится специфический вокабуляр и профес- сиональная терминология. Кроме того, важнейшим умением для студентов педагогических специаль- ностей является способность самостоятельно разрабатывать грамотные, логич- ные, валидные упражнения в разных техниках для отработки и контроля сфор- мированности языковых навыков речи. Выполняя задания, составленные одно- курсниками, а также проектируя свои собственные, будущие учителя не только развивают собственные языковые и речевые навыки, но и формируют свою ме- тодическую компетентность. Во-вторых, важным компонентом содержания предметно-языкового обу- чения в области преподавания иностранного языка выступают речевые задания, предполагающие обсуждение ключевых теоретических аспектов изучаемой дисциплины. Это разнообразные проблемные вопросы для дискуссии, предпо- лагающие фронтальную, групповую и парную работу. Вопросы, которые под- нимаются в рамках данных обсуждений, могут быть нацелены как на анализ ключевых методических аспектов (характеристики различных методов обуче- ния, сопоставление подходов, рассмотрение типологии упражнений и т. д.), так и апеллировать к собственному мнению и опыту студента как учащегося и как будущего учителя. На продвинутом этапе владения языком в фокусе обсужде- ния оказывается не только фактическая информация, но и глубинные смыслы. Обсуждение может строиться также на материале прочитанной статьи, прослушанного интервью, просмотренного вебинара по обсуждаемой теме. Та- ким образом, рецептивная речевая деятельность находит продолжение в про- дуктивной, и актуализируется как профессионально-ориентированная лексика,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=