Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

28 ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА М. Д. Голенко Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Аннотация. В фокусе внимания статьи находится формирование методической компе- тентности будущих учителей иностранного языка посредством интегрированного предметно- языкового обучения. Автор рассматривает компоненты содержания обучения, способствую- щие развитию умений участия в профессиональной коммуникации и ведения профессиональ- ного дискурса. Ключевые слова: интегрированное предметно-языковое обучение, методическая компе- тентность, будущий учитель иностранного языка, профессиональный дискурс Abstract. The article focuses upon the development of trainee teachers' professional methodo- logical competence by means of the CLIL Method. The author explores the learning components en- hancing the students' ability to maintain professional communication as well as professional dis- course. Keywords: the CLIL Method, Content and Language Integrated Learning, methodological com- petence, foreign language trainee teacher, professional discourse. Методика интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL – Content and Language Integrated Learning), предполагающая изучение иностран- ного языка на материале неязыковой дисциплины, существует уже почти три десятилетия и зарекомендовала себя как успешный способ изучать определен- ную предметную область средствами иностранного языка [Coyle, 2010, с. 9]. В настоящий момент ряд средних школ и высших учебных заведений РФ внед- ряет в учебные планы изучение определенных предметных дисциплин на ино- странном языке [Григорьева, 2017, с. 81; Ториков, 2016, с. 74], и в процессе усвоения предметных знаний происходит формирование иноязычной коммуни- кативной компетенции учащихся. Особую актуальность метод интегрированно- го предметно-языкового обучения приобретает для педагогических вузов, где иностранный язык изучается как первая или вторая специальность. На факультете иностранных языков ЯГПУ им. К. Д. Ушинского для направления подготовки «Педагогическое образование» ряд методических дис- циплин преподается и изучается средствами иностранного языка: «Язык про- фессионального общения» на уровне бакалавриата, «Иностранный язык в про- фессиональной коммуникации» и «Язык профессионального дискурса» на уровне магистратуры. Предметной областью выступают как теоретические ас- пекты лингвистики и межкультурной коммуникации, так и дидактико- методические аспекты преподавания иностранного языка. Ключевой задачей перечисленных дисциплин является подготовка молодых специалистов, владе- ющих терминологическим аппаратом и основами профессионального дискурса своей предметной области, способных проектировать и организовывать учеб- ные занятия и внеклассные мероприятия на иностранном языке, компетентных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=