Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

23 ются какие-то исторические факты и события, предлагаются задания из области физики, биологии и т. д., т. е. осуществляется апеллирование к фоновым знани- ям студентов. Согласно учебному плану по направлению подготовки 45.03.02 Лингви- стика с первого по восьмой семестры обучения предусмотрено изучение дис- циплины «Практический курс первого иностранного (английского) языка», дисциплина преподается на английском языке [3]. Содержание дисциплины определяется формируемыми компетенциями и включает изучение широкого блока тем, в качестве основного используется учебник «New Inside Out» [4]. На старшем курсе студентам предлагается широкий перечень разделов для обсуж- дения, включающий, как различия в коммуникации мужчин и женщин, так и рассмотрение возможностей человеческого мозга. Рассмотрим, как осуществляется возможная интеграция метапредметных связей при изучении раздела «Mind». Освоение содержания раздела начинается с небольшой дискуссии. Студентам предлагается ответить на вопрос «How much do you know about your brain?”, они должны согласиться или опровергнуть предположения, представленные в упражнении, в котором, в свою очередь, со- держатся научные факты, к примеру, о строении головного мозга. На данном этапе работы, многие студенты, владеющие английским языком на продвину- том уровне, могут испытывать затруднение при рассмотрении содержательного компонента дисциплины, поскольку не все знают или помнят, как правильно ответить на поставленные вопросы из области биологии или анатомии. Таким образом, помимо семантизации лексических единиц по теме осуществляется и параллельное изучение раздела дисциплины «Анатомия человека», т. е. язык изучается с другим контентом, студенты как бы «погружаются» в другой пред- мет. В этом же юните актуализируются знания студентов по нейропсихологии, поскольку в ходе работы над текстом, описывающим опыт известного врача- невролога о работе с пациентом со сложным диагнозом, студенты-лингвисты, выполняя рецептивные, репродуктивные и продуктивные упражнения, расши- ряют свой кругозор, овладевая новым понятийным аппаратом. Так, в ходе работы с информацией из различных предметных областей на практических занятиях по английскому языку студенты-лингвисты в полной мере реализовывают свой познавательный потенциал. Такое обучение, несо- мненно, эффективно, поскольку обучающиеся приобретают не только языковые навыки, но и осознанно систематизируют либо ранее полученные знания, либо демонстрируют готовность воспринимать новую информацию из различных областей науки и культуры, что естественно повышает и мотивацию к изуче- нию иностранного языка. Литература 1. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford : Oxford Univ. Press, 2000. 2. Сухарева Т. Н. Методические основы применения технологии CLIL как средства формирования метапредметных результатов обучения в аграрном вузе //

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=