Интегрированное предметно-языковое обучение иностранным языкам как направление современной лингводидактики 2023 г.

22 ИНТЕГРАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ПЕРВОГО ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА» Н. Е. Булаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса интеграции содержа- тельного и языкового компонентов в процессе овладения основным иностранным языком при обучении в вузе на факультете иностранных языков. На конкретных примерах анализируется, насколько эффективным является интегрированное обучение на практических занятиях по английскому языку на старших курсах бакалавриата направления «Лингвистика». Ключевые слова: интеграция, метапредметные связи, содержательный компонент, язы- ковой компонент, практический курс английского языка. Absract. The present article is devoted to the consideration of the content and language inte- grated learning in the process of mastering the main foreign language at the Faculty of Foreign Lan- guages at the University. Some examples are used to analyze how effective integrated learning turns out to be at the lessons of Practical English at the senior Bachelor’s degree courses in Linguistics. Keywords: integration, meta-subject relations, content component, language component, Prac- tical English course. Современная образовательная технология CLIL (термин впервые исполь- зован Д. Маршем в 90-е годы XX-го века) подразумевает интегрирование со- держательного и языкового компонентов в обучении. Одним из базовых поло- жений данной методики является то, что язык используется наиболее эффек- тивно, когда он используется в качестве средства передачи информации, пред- ставляющей интерес для учащихся. По мнению Д. Ларсен-Фриман, особый вклад обучения, основанного на содержании, заключается в том, что оно объ- единяет изучение языка с изучением некоторого другого контента [1]. Приме- нение данной методики позволяет сформировать у изучающих иностранный язык как лексико-грамматические и фонетические навыки, так и умение, и го- товность обсуждать на иностранном языке самые разнообразные темы, от исто- рии родной страны до возможных будущих открытий в физике или астрономии. Таким образом, данный подход помогает успешно сформировать языковую и коммуникативную компетенции, стимулирует всестороннее развитие лично- сти обучающихся. Ключевыми компонентами урока по CLIL являются содер- жание, коммуникация, когниция и культура [2]. Данная технология способству- ет формированию интегрированных межпредметных связей, которые, в свою очередь, являются базовой составляющей формирования метапредметных ре- зультатов. Развитие познавательных способностей, критического мышления, владения навыками работы с информацией является результатом метапредмет- ного подхода в обучении, что, несомненно, актуально в XXI веке, в эпоху гло- бализации и информатизации современного общества. Сложно представить современный учебник по иностранному языку для студентов языковых вузов без блоков из различных областей знания: освеща-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=