Актуальность реализации интегрированного предметно-языкового обучения в иноязычном образовании

70 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЧАСТИЦ NOCH И SCHON В СОЧЕТАНИИ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ И НАРЕЧИЕМ В ФУНКЦИИ ПРЕДИКАТИВА Е. А. Наумова Ивановский государственный университет им. В. И. Ленина Аннотация. В статье рассматриваются случаи употребления логических частиц noch и schon в сочетании с существительными и наречиями на примерах из художественной литературы. Выделяются закономерности функционирования частиц в контексте. Ключевые слова: логическая частица, аксиологическая оценка, контекст, пресуппозиция. Abstract. The article deals with the cases of using the logical particles noch and schon in combination with nouns and adverbs using examples from fiction. Regularities of functioning of particles in a context are allocated in this article. Keywords: a logical particle, axiological assessment, context, presupposition. Интересными, на наш взгляд, являются случаи, когда частицы noch и schon сочетаются с существительными/наречиями в функции предикатива. Такие структуры имеют ярко выраженную аксиологическую окраску. В отличие от аксиологических функций частиц при сочетании с именами (существительны- ми, числительными) и наречиями, где в семантике частиц обнаруживаются компоненты “рано”, “поздно”, “много”, “мало”, при сочетаемости частиц с су- ществительными или наречиями в функции предикатива эти оценочные компо- ненты не актуализируются. Noch, schon + существительное/наречие в функции предикатива позволяют наиболее ярко представить антонимичность семантики частиц noch и schon. Та- кие структуры проявляют тенденцию к ярко выраженной абсолютной оценке, которую можно проследить уже в отдельно взятом предложении с той или иной частицей. Ср: (1) Er ist schon Ingenieur. (2) Er ist noch Student. В (1) уже в отдельно взятом предложении понятно, что актуализируется сема “много”, но “много” не в количественном отношении, а в степени дости- жения цели. В (2) актуализируется сема “мало”, “надо бы больше”, то есть име- ется в виду низкая степень достижения цели. Существительные в функции предикатива, как правило, обозначают при- надлежность человека к какой-либо профессии (der Lehrer, der Ingenieur, der Arzt, der Direktor, der Leiter и т.д.) или воинскому званию (der Major, der Leutnant, der Unteroffizier, der Matrose, der Oberst, der General), а также к какому-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=