Актуальность реализации интегрированного предметно-языкового обучения в иноязычном образовании

68 Проведенное исследование особенностей функционирования конструкций экспрессивного синтаксиса проводилось на материале статей англоязычного журнала National Geographic, объединенных общностью тем «Наука», «Техно- логии», «Природа», «Космос», «Социальные проблемы». Всего было найдено 18 случаев использования расщепленного предложения для воздействия на чи- тательскую аудиторию, выполняющие разные функции (см. табл. 1). Таблица 1 Характеристика функциональных особенностей употребления расщепленного предложения Наука Технологии Природа Космос Социальные проблемы вовлечение – 2 – – – усиление 2 3 4 1 4 уточнение – – – – 2 Согласно полученным данным, абсолютное большинство примеров ис- пользования расщепленного предложения выполняют функцию усиления, т. е. акцентирования внимания читателей на ключевых моментах, фактах, имеющих огромное значение для раскрытия темы статьи. Это полностью отражает грам- матические свойства данной конструкции – выделять определенные части предложения, нарушая линейность повествования и создавая особый просоди- ческий рисунок. Такое выделение прослеживается во многих примерах: The on- ly thing that's certain is that we see them but they don't see us [5, с. 35], What this bird lacks in size, he makes up for in enthusiasm when he spots a visitor in his territo- ry [4, с. 102], It's at Saafir's mosque that Hamidah Ali sits next to me as we break our fast during Ramadan on halal Chinese food [6, с. 55] и др. Выделяемые элементы способствуют особому членению предложения, облегчая понимание информа- ции с помощью выдвижения на особое место ключевых фактов и предметов. Другие функции расщепленных предложений встречаются реже. Благодаря уточнению авторы сообщают дополнительную информацию, необходимую для раскрытия темы: It was only two years ago that it acquired its most significant im- provement: a 12-mile stretch of paved road that reduced travel to the nearest major town and highway to 30 minutes, down from as much as four hours, depending on the rain [7, с. 88]. С помощью вовлечения автор способствует началу персональных читательских рассуждений на поставленную тему, заставляет прогнозировать результат, искать новую информацию в других источниках или же мотивирует интерес к дальнейшим событиям в статье и их возможным последствиям: Whether Richards is correct about that, and if so, just when it might prove true, is wildly unclear [8, с. 37]. Результаты проведенного исследования показали, что расщепленное пред- ложение может выполнять несколько функций в современном англоязычном медиатексте – вовлечение, уточнение и усиление. Такое разнообразие доказы- вает, что авторы используют разные способы воздействия на реципиента в со-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=