Актуальность реализации интегрированного предметно-языкового обучения в иноязычном образовании

41 Успешность CLIL, по мнению создателей подхода, базируется на позитивных изменениях в самоидентификации учащегося как изучающего иностранный язык для приобщения к мировой культуре, естественном усвоении, а не целена- правленном изучении иностранного языка, эмоциональной значимости и поло- жительного отношения к иностранному языку даже в довольно оторванных от регулярного использования последнего социальных и географических кон- текстах [8]. По мнению Д. Койл, основными компонентами интегрированного пред- метно-языкового обучения являются четыре (4Cs): Content (содержание): предметное содержание изучаемой дисциплины; Cognition (познание): мыслительные операции, связанные с приобретением новых знаний, умений и навыков; Culture (культура): понимание себя как представителя культуры и развитие представлений о многообразии культур мира; Communication (коммуникация): язык, используемый для формирования и развития знаний, умений и навыков и овладение моделями коммуникативного поведения [9]. Данные компоненты CLIL являются неразрывно связанными и взаимообу- словленными, т.к. предполагают последовательное овладение знаниями, умени- ями и навыками в контексте изучения и понимания определенного предмета; включение в когнитивные процессы; активное коммуникативное взаимодей- ствие в определенном релевантном контексте; развитие иноязычных знаний, умений и навыков; развитие культурного самосознания [2]. Развитие и внедрение в образовательных учреждениях интегрированного предметно-языкового обучения привело к формированию в его рамках различ- ных моделей преподавания. По мнению А. А. Сиротовой, проанализировавшей большое количество научных отечественных и зарубежных работ и практиче- ских попыток проведения занятий в русле данного подхода, на основаниях «степени погружения», количества часов, выделяемых на преподавание курса и ведущего занятия учителя (иностранного языка или других предметов), на се- годняшний момент можно условно выделить три основные типа обучения CLIL [3, с. 106]: – Soft CLIL («Мягкая» модель) – языковой курс, осуществляемый на регу- лярной основе еженедельно по одному занятию длительностью 45 минут; пре- подается учителем иностранного языка; изучаются некоторые темы предметной дисциплины с упором на иностранный язык; – Modular CLIL («Модульная» модель) – предметный курс, осуществляе- мый на регулярной основе в количестве не менее 15 занятий по 45 минут в чет- верть/семестр; преподается учителем иностранного языка на основе отобран- ных совместно с учителем-предметником разделов предметной дисциплины, которая в рамках курса изучается на иностранном языке; – Hard CLIL («Сильная» («твердая») модель) – несколько предметных кур- сов, занимающих примерно половину всей учебной программы, преподаваемых на иностранном языке учителем-предметником или учителем иностранного языка, а также в ходе совместного проведения занятий (co-teaching); содержа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=