Актуальность реализации интегрированного предметно-языкового обучения в иноязычном образовании

25 Говоря о двух понятиях «концепт» и «стереотип» часто возникает вопрос о линии разграничения этих двух феноменов. К особенностям концепта относят его ментальный характер, реализация в форме гештальтов и пропозиций, лока- лизация в понятийном мышлении, проявление в валентностях. К особенностям стереотипа относят его образную природу, многофункциональность, проявле- ние в конкретных реалиях, реализация в виде фрейм-структур. Таким образом, стереотип раскрывается как ментальное образование, т. е. концептуальная еди- ница с когнитивной структурой [5]. Его когнитивная природа вербализует обобщенное представление о различных предметах, явлениях, их связях и от- ношениях [1]. Возвращаясь к вопросу о взаимосвязи концепта и стереотипа, отметим, что стереотип формируется на базе образной и оценочной составля- ющих концепта. При этом образный компонент и оценочный компонент верба- лизуются разными способами: перцептивными, метафорическими образами, эмоциональной оценкой, чувственной оценкой. Сам процесс стереотипизации с лингвистической точки зрения осуществ- ляется за счет обобщения главенствующих образов и оценок в том или ином социуме. Одну из ключевых ролей играют признаки культурологического ха- рактера, к которой согласно И.А. Стернину относятся паремиологическая зона, энциклопедическая зона, социокультурная и др. Такая трактовка позволяет вы- членить основные этапы процесса стереотипизации:  перцепция;  метафорическое осмысление;  обобщение;  стандартизация определенных признаков;  закрепление стереотипа в социуме. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что процесс стереотипизации связан с чрезмерным выделением определенных концептуальных признаков у того или иного общества [4]. Таким образом, стереотип тесно связан с кон- цептом, поскольку составляет его образный компонент с оценочной и эмоцио- нальной составляющими. В настоящее время стереотипы вербализуются в языке посредством раз- личных языковых материалов. Пресса Великобритании представляет особый интерес в связи с ее многофункциональностью, которая влияет непосред- ственно на картину мира как одного индивида, так и страны, в целом. Языко- вой материал, представленный в газетных изданиях, представляет собой ин- тересный языковой пласт с различными лексическими, грамматическими стилистическими, когнитивные и концептуальные особенностями. Однако с развитием печатной деятельности как ключевого аспекта СМИ вышепере- численные характеристики вовлекаются в картину мира и занимают одну из главных позиций, поскольку принимают участие в формировании концепту- альной картины мира. Рассматривая статьи с 2020 года по 2022 год в издании The Guardian, про- слеживается тенденция формирования нового стереотипного образа современ- ного поколения [11–19].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=