Актуальность реализации интегрированного предметно-языкового обучения в иноязычном образовании

13 В современных условиях актуализировалась тенденция изменения целе- вых установок и требований к изучению иностранного языка в рамках подго- товки студентов неязыковых направлений и специальностей в высшей школе. Важным является ориентир на формирование саморазвивающейся поликуль- турной личности, способной к самореализации, в том числе, в профессиональ- ном плане. Языковая подготовка студентов неязыковых направлений (специально- стей) должна быть направлена на приобретение лингвистических и социокуль- турных знаний, а также на формирование мыслительных, интеллектуальных способностей, позволяющих осуществлять коммуникативные, профессиональ- ные задачи с помощью средств иностранного языка [2, с. 34–37]. Здесь значимое место отводится познавательной самостоятельности сту- дентов в процессе овладения иностранным языком. Познавательная самостоятельность рассматривается как «интегративная характеристика личности, включающая комплекс интеллектуальных и мотива- ционно-поведенческих качеств личности, обеспечивающих творческую реали- зацию знаний, умений и навыков в самостоятельной продуктивной деятельно- сти по овладению иностранным языком, и готовность к постоянному самообра- зованию» [1, с. 88]. Познавательная самостоятельность студентов, как мы видим, проявляется не только в рамках личностного компонента, но и деятельностного. Примени- тельно к последнему, важным и определяющим выступает как индивидуально- обособленная форма обучения - самостоятельная работа, так и готовность сту- дента при изучении иностранного языка к самоорганизации своей деятельно- сти, стремление к самообразованию и самообучению. Студенты в рамках само- стрельной работы планируют вектор освоения языка, формируют индивидуаль- ные модели самообучения, ставят перед собой перспективные цели, вырабаты- вают собственную стратегию и тактику их реализации, осуществляют само- оценку и самоконтроль своих достижений. Следует отметить, что, в определенной степени, сложившаяся практика ор- ганизации самостоятельной работы при изучении иностранного языка не обес- печивает развития личностного потенциала студента. Самостоятельная работа носит формальный характер, не содействует формированию стремления сту- дентов к самообразованию и самообучению. Созданию мотивации студентов к самообразованию и самообучению в рамках изучения иностранного языка, вне всякого сомнения, будет способ- ствовать определенная профессиональная ориентация. Естественно, овладение иностранным профессионально ориентированным языком невозможно без си- стематической работы обучаемых по выполнению определенных заданий и упражнений, в том числе, и соответствующей модернизацией самостоятель- ной работы. Но надо принимать во внимание и тот факт, что иностранный язык изучается на всех направлениях подготовки (специальностях). В этой связи актуализируется идея о гибкой образовательная траектория обучения и стимулирования познавательной самостоятельности студентов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=