Актуальность реализации интегрированного предметно-языкового обучения в иноязычном образовании

110 ных заведениях. Однако концепция преподавания учебного курса «История России» предполагает применение историко-культурологического подхода и рассмотрение истории российской культуры в неразрывной связи всех ее компонентов, включая национальную музыку, с политическим и социальным развитием страны. Данный подход согласуется с задачей формирования социо- культурной компетенции во ФГОС основного общего образования по ино- странному языку, обеспечивающей возможность представлять российскую культуру на английском языке в поликультурном мире. В связи с этим, по нашему мнению, можно и нужно вводить музыкально-культурологическую те- матику в курс интегрированного изучения истории и иностранного языка в средней школе. Существенной проблемой разработки содержания может стать недостаток мотивации к изучению музыкально-культурологического материала, так как классическая музыка редко входит в сферу интересов современных школьни- ков. Одним из возможных путей решения данной проблемы может стать тща- тельно подобранный музыкальный иллюстративный материал, а также озна- комление учащихся с актуальными произведениями искусства и медийной культуры (документальными, художественными и анимационными фильмами, поэзией, живописью, любительскими видеороликами, современной музыкой и т. п.). Например, при рассмотрении роли М. И. Глинки в формировании русской национальной музыкальной культуры 19 века в рамках интегрированного курса истории и английского языка в качестве иллюстративного материала предпола- гается использовать фрагменты музыкальных видеоклипов и фильмов. Сначала целесообразно проиллюстрировать состояние русской музыки и музыкальные стили, преобладавшие в России в начале 19 в. (фольклорная му- зыка крестьянского быта, духовная музыка Русской православной церкви и стили западной музыки, итальянской, французской и немецкой, господство- вавшие в театре и при дворе). При этом необходимо использовать для прослу- шивания фрагменты музыкальных произведений, с одной стороны, относитель- но законченные и показательные для данной эпохи, с другой стороны – корот- кие и не вызывающие утомления у учащихся. Таким образом, учащиеся полу- чают непосредственное, хотя и самое общее, представление о музыкальной ат- мосфере, окружавшей среднестатистического культурного человека начала 19 века, и могут обменяться впечатлениями на английском языке. Затем, при озна- комлении с биографией и творчеством М. Глинки, учащимся можно предло- жить просмотр анимационного фильма из серии «Сказки старого пианино» на русском языке [3]. На уроке предусмотрена демонстрация небольшого фраг- мента (около 2,5 минут), в котором звучат отрывки из таких значительных про- изведений М. Глинки, как симфоническая фантазия «Камаринская» и опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Во время просмотра у учащихся устанав- ливается связь между остаточными знаниями, полученными из школьного кур- са музыки, непосредственными впечатлениями от прослушанной музыки и ви- деоряда, и содержанием прочитанного текста на английском языке. Кроме того, учащиеся получают наглядную иллюстрацию не только нового национального стиля в музыке М. Глинки, но и его отличий от музыкальных произведений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=