ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

9 чем не забыты были бедные. Летописец Нестор говорил, что в Василеве был великий праздник, который праздновали восемь дней, и роздано было убогим триста гривен. Летописец далее сообщает, что Владимир глубоко проникся учением христианской веры, бедные могли приходить на княже- ский двор, утолять там свой голод и брать из казны деньги. Тому, кто был болен и не мог дойти до княжеского двора, князь велел развозить по ули- цам хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. По мнению некоторых писателей, Владимир Святой учредил много больниц, по мнению других, больницы появились позже. Во всяком слу- чае, достоверно известно, что в эпоху княжения Владимира, больные в Киеве и других городах пользовались и врачебным уходом, и призрени- ем, и всякого рода возможными пособиями. К этому времени относят не- однократно встречающееся в памятниках древнерусской истории имя Ио- анна Смера, придворного врача. Попечение о больных лежало, главным образом, на обязанности духовенства, отличавшегося усердием и любовью к делу. Из среды его особенно выделились иноки Киево-Печерского мо- настыря, Антоний и др. Княжение Владимира Святого, в связи с принятием христианской веры, составляет эпоху в истории русской благотворительности. Владимир заложил фундамент общественному призрению, которое после него продолжало раз- виваться по намеченному пути. С усилением христианства и проникновением его в народные массы задачи князя и духовенства упрощались. Русский на- род сам начинает осознавать значение благотворительности для правильного развития внутренней жизни государства. Призрение бедных продолжает раз- виваться и при преемниках Владимира. После смерти Владимира Святого в 1016 г. на престол вступает Ярослав Мудрый. При Ярославе был издан новый Устав церковный и земский в допол- нение к уставу Владимира Святого. В новом Уставе Ярослава не содер- жится никаких указаний на благотворительность. Очевидно, прежние за- коны и установления Владимира остались в силе и не подверглись никако- му изменению. Между тем, деятельность духовенства в области общест- венного призрения получила дальнейшее развитие в княжение Ярослава. Попечение о бедных было сосредоточено в руках приходских священни- ков, епархиальных епископов и монастырей. Некоторые духовные прово- дили большую работу в области благотворительности. Так, преподобный Феодосий Печерский, известный своим благочестием, простотой и гуман- ностью, построил близ своего монастыря особый дом с церковью во имя Св. Стефана для проживания нищих, слепых, хромых и прокаженных. Больные калеки и нищие снабжались всем необходимым для своего про- питания и жизни из средств монастыря. Десятая часть всего монастырско- го дохода, по приказанию Феодосия была определена на содержание дома Св. Стефана. Из других видных духовных деятелей особенно замечательны пр. Антоний и пр. Доминиан.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=