ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

8 ным, Глеб Юрьевич (1170–1172 г.), по случаю рождения сына в 1168 г. пожертвовавший для раздачи бедным 200 гривен серебра; Андрей Бого- любский, безвременно погибший князь, перенесший столицу во Владимир и княживший по 1175 г. По примеру своего предка, велел развозить по го- роду и дорогам жизненные припасы для раздачи бедным и заключенным в тюрьмы и темницы [Благотворительная Россия, 1901, 61]. Всеволод Юрь- евич Большое Гнездо (1175–1212 г.) после большого пожара во Владими- ре, несмотря на то, что погибла большая часть княжеского имущества, за свой счет построил все церкви и выделил средства для восстановления го- рода. Жители получили значительные пособия из казны князя. Князь Мстислав Ростиславович уделял внимание благотворительности, тратил большие средства на выкуп пленных. По свидетельству дошедших до нас исторических памятников, бедные вдовы и сироты называли Мстислава «солнцем милости и правосудия, защитником слабых и убогих». Брат Мстислава, князь Роман Ростиславович не жалел своих средств на благо- творительные дела и даже ничего не оставил себе на погребение. Рано или поздно благотворительность должна была стать делом общественным, об- щественных учреждений или государства и принять более прочные и ус- тойчивые формы. В древней Руси эта помощь, с одной стороны, одинаково близка и общественным интересам, и церковным, а именно, к церковным братствам, братчинам и приходским общинам, а с другой – принимает бо- лее устойчивую форму, в виде богаделен и других закрытых заведений. По Уставу 996 г. попечение и надзор за общественным призрением возлагалось на духовенство; на содержание монастырей, церквей, богаде- лен, больниц, «пустынниц и странноприимниц», странных неимущих оп- ределялась десятина. Десятина – десятая доля от всякого суда, из торга де- сятая неделя по всем городам, от всякого скота и от всякого хлеба на каж- дый год десятая доля. В княжении Владимира Святого были учреждены училища для учения знатных детей, среднего состояния и убогих людей, а также богадельни и странноприимные дома. Такие действия Владимира оказывали влияние на общество. «Он имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, ос- вещенным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским сделана его красным солнцем для народа» [Благотворительная Россия, 1901, 80]. Следуя учению Евангелия, он обращал постоянное внимание на неимущих и раздавал им милостыню. Учреждая празднества в честь каких-либо благоприятных для него собы- тий, как, например, вступление в брак с греческой царевной Анной, со- оружение в Киеве церкви Пресвятой Богородицы и др., Владимир Святой щедро угощал убогих, сирот и вдов и раздавал им значительные суммы де- нег. Освободившись от опасности, грозившей ему от печенегов при Васи- леве, Владимир шумно отпраздновал это событие со своей дружиной, при-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=