ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

77 но разделил покойников на две группы: умершие предки и заложные по- койники, то есть те, которые умерли преждевременно, неестественной смертью. Далее ученый рассматривал значение праздников для различных поминальных обрядов. Д. К. Зеленин тоже занимался данной проблемой, опираясь на труды А. А. Шахматова. Он написал в 1995 г. книгу «Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки», в которой рассмотрел вто- рой вид покойников (по А. А. Шахматову). Кроме того, у Д. К. Зеленина есть работы, посвященные многим сторонам жизни и верований древних славян, связям между мировоззрениями русских и белорусов и т. п. «Славянская Книга Мертвых» за авторством Волхва Велеслава явля- ется напутствием для умерших. В ней рассказывается, что человек должен делать, попадая в ту или иную часть иного мира. Благодаря данному труду мы можем лучше узнать мировоззрение древних славян. В «Религии в истории народов мира» 1964 г. С. А. Токарев не только описывает славянский культ мертвых, но и сравнивает различные аспекты религии в других странах и у других народов. В этой работе автор опии- рался на «Этимологический словарь русского языка» (1958 г.) А. Г. Преоб- раженского. Работа И. А. Кремлевой «Похоронно-поминальные обычаи и обряды» повествует об особом месте данных обычаев и обрядов в ритуалах семей- ного цикла. Некоторые обряды дошли и до наших дней. Например, традиция на- зывать ребенка в честь покойных бабушки или дедушки. Или занавеши- вать зеркала в день похорон, а также раскидывать еловые ветки до места захоронения. Какие-то обряды могут показаться нам странными и даже жестокими. Те же «Саночки». Но для древних славян это было обычным дело. Данный об- ряд проводился для того, чтобы старый человек не был обузой для семьи. Также существуют различные принципы захоронения умерших. Было несколько периодов и, следовательно, видов захоронения: – эмбрионные захоронения; – период сжигания трупов; – насыпи; – кремация. Данные типы могли сосуществовать. Таким образом, мы рассмотрели исследования некоторых рус- ских ученых, освещавших в своих работах культ умерших в славянском язычестве. Конечно, этим вопросом занимались и другие ученые, но, на наш взгляд, рассмотренные нами труды достаточно полно отражают проблему и дают исчерпывающую информацию о культе умерших у древних славян.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=