ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

75 Исследователь вычленяет так называемые концептуальные (понятий- ные) метафоры, то есть образные модели, с помощью которых мы структу- рируем мир вокруг нас. Иными словами, любую сферу нашей жизни мож- но представить как ряд картинок, которые прочно сложились в сознании каждого. Такое явление происходит и в рамках художественного произве- дения, когда автор создает свой собственный мир. Ни одно художественное произведение не обходится без метафор. По- этическое творчество авторов нередко определяется через характерные для них метафоры, и писатели понимают и принимают такие определения. Авторы используют метафору для того, чтобы создать подтекст. Это придает произведению всеобщность, независимость от конкретной эпохи и позволяет читать и осмыслять его многим поколениям читателей. Выделяя для себя образные модели, на основе которых строится про- изведение, нам легче понять, что именно хотел сказать нам автор. Сказанное подтверждается лингвистическими данными, в частности иллюстрируется лексикой произведения. Объектом анализа стал роман «Дом, в котором…» М. Петросян. Вы- бор его обусловлен открывающейся возможностью исследовать такое по- нятие, как дом с позиции концептуальных метафор. В данном произведе- нии представлены концептуальные метафоры «дом – живое существо», «дом – мир». В романе показан дом для детей инвалидов. С первых строк мы пони- маем, что перед нами живое существо. Автор, описывая дом, использует такие лексемы, как одинок , стар , гол, мрачен , треснувшая кожа стен, плачет трещинами (Петросян М., 2012, 4). М. Петросян тем самым под- чёркивает его убогое существование. Метафорический смысл лексемы дом в романе является реализацией концептуальной метафоры живое существо. Данная метафора позволяет предположить, что воспитанники являются мыслями этого живого существа. В романе выделим ещё одну метафору «дом-мир». В данном случае мир понимается как круг людей, объединённых общей принадлежностью. Автор описывает мир детей-инвалидов, живущих в замкнутом пространстве. Этот мир – не для всех. Снаружи он рушится: замурованные камины, стены, осы- пающейся штукатурки, ржавые трубы (Петросян М., 2012, 4) . Несмотря на всю мрачность, это мир, который дети-инвалиды всячески охраняют и обере- гают. Это мир, который создаёт их. Дом – это розовые рассветы сквозь мар- левые занавески; замусоренные парты; неровные ряды детских ботинок со скошенными носами; мальчик, убегающий в пустоту коридоров (Петросян М., 2012, 4) . Коннотации этих единиц как положительные, так и отрицатель- ные. Это создаёт противоречивый образ дома как мира сложного и неодно- значного, со скрытой системой правил, законов и устоев. Таким образом, нами вычленяются две концептуальные метафоры «дом – существо», «дом – мир». Они позволяют создать образ дома для де-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=