ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

74 Н. Ю. Хмелевская khmelevskaja.nadej@yandex.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Концептуальные метафоры в романе М. Петросян «Дом, в котором…» Целью статьи является определение роли концептуальной метафоры в раскрытии образа дома. Метафора как феномен художественной литературы всегда вызывала интерес у исследователей. Понятие «концептуальная метафора» было впер- вые введено в обращение известным американским когнитивистом Джорд- жем Лакоффом еще в XX веке в монументальном труде «Метафоры, кото- рыми мы живем» в соавторстве с Марком Джонсоном (Лакофф Д., 2004). Ес- ли ранее метафора считалась исключительно языковым явлением, то, соглас- но новаторской теории Дж. Лакоффа, она лежит в основе понятийной систе- мы человека и, одновременно, является продуктом его мышления. В своей теории концептуальной метафоры Дж.Лакофф утверждает: «В основе про- цессов метафоризации лежат процедуры обработки структур знаний – фрей- мов и сценариев. Знания, реализующиеся во фреймах и сценариях, представ- ляют собой обобщенный опыт взаимодействия человека с окружающим ми- ром – как с миром объектов, так и с социумом (Лакофф Д., 2004, 9). Согласно американским исследователям, «наша обыденная понятий- ная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей ме- тафорична. Метафоры заложены уже в самой понятийной системе мышле- ния человека, тем не менее, понятийная система нами не осознается. Выполняя многие повседневные дела, мы думаем машинально и действуем по определенным схемам» (Цит. по: Будаев Э. В., 2007, 25). По мнению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, «метафоры пронизывают всю нашу жизнь не только в языке, но и в мышлении, и в действии» (Цит. по: Будаев Э. В., 2007, 56). Благодаря такому подходу, метафора оказывается за рамками языковой системы. Она рассматривается как явление взаимодействия культуры, языка и мышления. Исследователи на материале английского языка выделяют системы метафор, которые базируются на точках зрения по отношению к определенным объектам, принятых в обществе. Подобные метафоры они называют концептуальными. Концептуальные метафоры представляют собой «устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, зафиксированные в языковой и культурной традиции общества» (Баранов А. Н., 2004, 37). Для Дж. Лакоффа концептуальная метафора – это не только и не столько образное средство языка, сколько феномен понятийной системы человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=