ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

70 Чтобы церкви монастырские как во внешнем, так и внутреннем отно- шении были в совершенной исправности и благолепии, согласно с прави- лами [Святых] Отец и церковными узаконениями. Чтобы Богослужение в них совершаемо было с точностью по общему церковному, а где есть – монастырскому Уставу. Чтобы в совершении Богослужения не было поспешности, гораздо бо- лее неизвинительной в Монашествующих, нежели в приходских Священ- никах, стесняемых иногда приходскими делами. Чтобы к церковному Богослужению как сами Настоятели, так и вся братия приходили неопустительно и благовременно с необходимыми толь- ко исключениями для занятых особыми послушаниями и должностями. Всего подобных требований пятнадцать. Уже в приведённых полно- стью четырёх постулатах легко заметить симметрию построения: чтобы… чтобы… и гармонию в трансляции мысли (требования), когда через начальную краткую экспозицию ( Чтобы церкви, Богослужение, к церков- ному Богослужению, в совершении Богослужения ) идёт подготовка к основному требованию: в совершенной исправности и благолепии, с точ- ностью, гораздо более неизвинительной, приходили неопустительно и бла- говременно. Прибегая к методике слепых сюжетных схем, выпишем и остальные требования. ХХХ тщательно поддерживаемы и по возможности не допускаемы до ветхости ХХХ не было предпринимаемо ненужных и бесполезных по- строек, а нужные, важные и не терпящие времени ХХХ нужными эки- пажами, столовыми приборами и прочими домашними вещами ХХХ были исправленные описи и законные документы ХХХ делаемы были заблаго- временно и осмотрительно ХХХ расходов ненужных и незаконных ХХХ бережливы в издержках на себя и на братию ХХХ Как видим, документ красиво составлен, он легко читается, а запечат- лению требований помогает: во-первых, симметричное их расположение с анафорическим чтобы… чтобы… ; во-вторых, опора на синонимию, на двукратные характеристики: были в совершенной исправности и благоле- пии, заблаговременно и осмотрительно, ненужных и незаконных, ненуж- ных и бесполезных ; в-третьих, уважение к материальной стороне жизни, пусть предельно скромной, но исправной: (здания) тщательно поддержи- ваемы, (монастыри) были снабжены нужными экипажами, столовыми приборами и прочими домашними вещами . Согласимся, восхитительный порядок в делах придаёт этим делам черты поэзии. В те годы не писали об искусстве управления, но такое ис- кусство существовало, и митрополит Макарий, по-видимому, понимал, что составляет отнюдь не «отписк», как сейчас говорят, «для проформы», а полноценный документ, которым нужно будет руководствоваться, поче- му в этом документе важно буквально каждое слово.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=