ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

7 содержатся и в знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха: «Моею, вы ся не забывайте трех дел тех [покаяния, слез и милостыни] всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите и придавайте сироте, и вдовицу оправдите сами, а не вдавайте сильным погубите человека» [По- учение, 1987, 81]. Это завещание «братолюбца и нищелюбца и доброго стра- дальца за русскую землю» [Соловьев, 1989, 67] выполнялось потомством. Какое же развитие получила благотворительность в период, начи- нающийся с введения христианской религии при Владимире Святом? Благотворительность не может достигнуть определенной степени раз- вития в период образования государства. Первоначальный период русской истории – это период борьбы и усилий, направленных к формированию го- сударства и созданию твердой правительственной власти. Олегу, Игорю, Ольге приходилось бороться с внешними и внутренними врагами, и они не уделяли внимание внутренней жизни своего народа. И то обстоятельство, что, несмотря на все это, они отдавали часть своего времени попечениям о бедных, указывает, что в народе жила уже внутренняя, органическая потребность помощи ближним. Ольга подавала пример другим. Суровая и мстительная по отношению к своим внешним врагам, она стремилась удовлетворять нужды бедных и слабых. Со смертью Ольги наступает поворот в истории благотворительности и общественного призрения России. Две причины способствовали этому – принятие христианства летом 988 г. и личные качества князя Владимира. Оба эти фактора имели большое значение в деле развития общественного призрения. Благотворительность, в полном смысле этого слова, появилась в России, как и у всех европейских народов, с введения христианства. По словам летописцев, просветитель России князь Владимир, приняв веру Спасителя, «осветился ею в сердце своем и стал иным человеком». После принятия христианства Владимир издал в 996 г. церковный устав, основанный на принятых вместе с религией законах и правилах Православ- ной Греческой церкви, которым попечение и надзор за общественным при- зрением возлагает на духовенство, справедливо считает, что определяемая этим уставом десятина в пользу монастырей, церквей должна быть расп- ространена на богадельни «странных неимущих» [Макарий, 1857, 138]. В Кормчей Книге содержатся извлечения, главным образом, из Ветхого Заве- та, Апостольских правил и Постановлений Вселенских Соборов, извлечения, послужившие непосредственно для издания Церковного Устава 996 г. Помощь бедным в древней Руси не могла долго оставаться личным делом отдельных представителей общества. Вся благотворительность, та- ким образом, в этот период носила характер частный, а не правительст- венный. Из Великих князей-благотворителей этой эпохи особенно извест- ны: Мстислав Владимирович, сын Мономаха (с 1125 по 1132 гг.), Рости- слав Мстиславович (1159–1168 г.), по погребении своего дяди Великого Князя Вячеслава Владимирович в 1154 г. раздавший все имущество бед-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=