ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

69 В. К. Харченко wera_kharchenko@mail.ru Белгородский государственный национальный исследовательский университет Пластика документа: по текстам митрополита Макария (Булгакова) и князя А. М. Горчакова Пластика относится к категории слабо разрабатываемых проблем со- временной лингвопоэтики и в целом русистики. Как правило, пластику со- относят с художественным текстом, фиксируя в нём, однако не снабжая, определением её сущности. Опыт исследования пластики языка и стиля митрополита Макария (Булгакова), стиль которого всегда вызывал самые высокие оценки, исследования, проведённого на основе научных (историо- графических) и проповеднических текстов, а также материалов, относя- щихся к официально-деловому и эпистолярному дискурсам, позволяет нам предложить следующее определение пластики языка и стиля. Под пластикой мы понимаем плавность, отточенность, отшлифован- ность произведений письменной речи различных жанров в сопряжении с прозрачностью и глубиной выражаемой мысли, лексическим и граммати- ческим разнообразием используемых средств, с естественностью, а подчас и элегантностью привлекаемых образов. В более компактном виде дефи- ниция пластики может звучать следующим образом: Пластика – это плав- ность, отшлифованность письменного текста, обусловленная богатством исходного материала как лексического, так и грамматического, вкупе с гибкостью и уместностью его использования. Идеальным и весьма насыщенным пространством для рассмотрения «документного» воплощения пластики может служить изданное в 2012 г. усилиями подвижника К. Г. Капкова Собрание материалов для науки ка- нонического права русской православной церкви, изложенное в система- тическом порядке. К. Г. Капков пишет в Предисловии: «На наш взгляд, данный труд митрополита Макария был не только первым, но и до сих пор является в определённых вопросах непревзойдённым в своей области. По- этому полагаем, что его публикация весьма актуальна. Исследование ми- трополита Макария может стать примером для составления свода совре- менных действующих церковных правил, корпус которых, собранный во- едино, кодифицированный и систематизированный, не только необходим для самой Церкви, но и мог бы внести ясность в понятие об устройстве церковных институтов для самой широкой публики» (митрополит Мака- рий (Булгаков). Собрание материалов…2012: 17). Обратимся к с. 190–191 этого издания с «подзаголовком»: Касательно благоустройства монастырей Настоятели наблюдают…».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=