ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

67 он может выразить свое отношение к происходящему. Господь же скорбит из-за несовершенства человеческой природы, а не насмехается над ней. Интересно в этом контексте мнение Н. Полыця о том, что часть пословиц «разделяет такие понятия, как грех перед Богом и грех перед людьми, тем самым разделяя и нормы жизни, установленные, соответственно, Богом и обществом» (Полыця Н., 2013, 27). Таким образом, осознание греха перед богом не допускает осмеяния, а грех в миру, перед людьми – допускает. 2. «Свой» – «Чужой» (данная оппозиция восходит к «я» – «другие»). Пословицы, в которых отражается эта оппозиция, указывают на разную оценку одного и того же события в зависимости от участвующих в нем субъектов ( Чужая беда – смех, своя беда – грех ). 3. «Молодость» – «старость». Так, в пословице молодость не грех, а старость не смех возникает важная оппозиция молодого и старого, но- вого и отжившего, прогрессивного и консервативного. Русская народная мудрость неоднократно высказывалась о горячности и опрометчивости молодых людей и об опытности и при этом немощности стариков. Здесь же добавляется новый оттенок: молодость – это не горе для человека (даже несмотря на то, что он совершает много ошибок по неопытности), а ра- дость. Старость же – не веселье и приятное времяпрепровождение («почи- вание на лаврах»), а серьезная ступень в развитии человека и возможность проанализировать свою жизнь. Часть пословиц указывает на то, что при определенных обстоятельст- вах смех над грехом невозможен и смех не является искуплением греха как такового. Например, грех не смех, когда придет смерть. То есть осмеяние ошибки как эмоциональная реакция не заменяет раскаяние. И не каждый проступок можно свести к шутке и балагану. Да, смех разряжает обстанов- ку, может сгладить «острые углы», но проблемы он не решает, в ситуации «точку» не ставит, а только отодвигает кульминацию. «Смех, безудержное веселье в древнерусской православной культуре считались делом не только греховным, но и кощунственным. Смех и весе- лье сопровождали народные праздники языческого происхождения. Цер- ковь эти праздники неизменно осуждала»,– пишет А. М. Ранчин (Ран- чин А. М., 2010, электронный ресурс). Именно поэтому многие пословицы указывают, что смех (неважно, по какому поводу) уже несет в себе грехов- ное: мал смех, да велик грех; в чем смех, в том и грех; где грех, там и смех; сколько смеху, столько и греха и прочее. Однако обратное (что в любом грехе можно найти нечто смешное) ни одна пословица не репрезентирует. Таким образом, смех отдаляет человека от бога, вводит его в греховное со- стояние, заставляет не любить ближнего (то есть человека вообще), а де- лить свое окружение на «чужих» и «своих». Смех в русских пословицах и поговорках олицетворяет жизнь, полную удовольствий, которая несо- вместима с православным учением об отказе от всего суетного. К тому же если грех – понятие индивидуальное (каждый сам разбирается со своими

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=