ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

66 смех, когда придет смерть; с иным дураком смех, а с иным грех; бедность не грех, а неволя не смех и другие (здесь и далее пословицы и поговорки приводятся по источнику: Даль В. И., электронный ресурс). Для более полного понимания связей смеха и греха необходимо по- следнее истолковать более детально. Проанализировав дефиниции слова «грех», дающиеся в словаре В. И. Даля, в Малом академическом словаре и в словаре С. И. Ожегова, можем сделать вывод о том, что везде актуали- зируются семы «вера» и «бог». В христианской культуре грех понимается как всякое, свободное и сознательное, несвободное и бессознательное от- ступление (делом, словом или помышлением) от заповедей Божиих (Ва- сильев П. П., Андреев И. Д., 1993, 430). Это логично, так как понятие греха зародилось вместе с христианством (и видоизмененно присутствует в дру- гих религиях как понятие о «недопустимом»). Однако в пословицах и поговорках существительное «грех» в основ- ном используется не в понимании вины перед Господом или нарушения религиозных правил, а как синоним некоей ошибки. Так, в ряде пословиц оно обозначает: – предосудительный поступок, ошибку, недостаток: навели на грех, да и покинули на смех; от бога грех, а от людей посмех; мал смех, да велик грех; много смеху, да немало и греха; грех не смех, когда придет смерть; молодость не грех, а старость не смех; убожество не грех, да людям в посмех; бедность не грех, а неволя не смех и др. – горе, несчастье: чужая беда – смех, своя беда – грех; грех не смех; богу на грех, добрым людям на смех; в чем смех, в том и грех и др. Было бы неверно предполагать, что понятия «грех» и «смех» всегда противопоставляются. Во многих пословицах подчеркивается изначально греховная сторона смеха. Названные категории связаны с несколькими оп- позициями: 1. Бог – человек ( богу на грех, добрым людям на смех; от бога грех, а от людей посмех ). Это естественно, так как религия не приемлила смеха как такового. В священных текстах смех так или иначе связан с Дьяволом, Сатаной и есть нечто разрушающее. В священных текстах нигде не упоми- нается, что Христос смеялся. То есть смех, равно как и грех (в широком понимании) ему не свойственны вообще. Отсюда и пошло православное толкование смеха как атрибута Сатаны, Лукавого, как признака одержимо- сти бесами. Таким образом, смех становится неотъемлемой частью всего греховного и падшего, а также запретного (в широком смысле этого сло- ва). Именно поэтому смех и связан с человеком: с сознанием греха он об- ращается к богу, а осмеянием чего либо – к Дьяволу. Грех предполагает очищение, всепрощение Богом неправедных проступков, смех же понима- ется как исключительно мирское «занятие», способствующее еще больше- му закоснению в неправедности. Веселиться из-за чужих оплошностей, смеяться над чужими ошибками и пороками – это удел Человека, ибо так

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=