ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

65 3. Кузнецов, С. Л. Электронное правительство и организация межве- домственного электронного документооборота / С. Л. Кузнецов // Дело- производство.– 2015.– № 3. 4. Основные правила работы архивов организаций [ одобрены решени- ем Коллегии Росархива от 06.02.2002 г. ] // М.: ИД Аргумент, 2002.– 150 с. 5. Сокова, А. Н. Электронные документы и электронные технологии в делопроизводстве / А. Н. Сокова // Делопроизводство.– 2015.– № 1. О. В.Устинова diana_dexter@mail.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О толковании связи понятий «смех» – «грех» в русских пословицах и поговорках Пословицы и поговорки реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они пе- редают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально- этические, эстетические народные взгляды. Главное назначение посло- виц – давать народную оценку объективных явлений действительности, выражая тем самым мировоззрение. И с этой задачей пословицы справ- ляются весьма успешно. Они охватывают решительно все стороны жизни человека, самые различные взаимосвязи между разными явлениями действительности. По справедливому замечанию В. Т. Бондаренко, «смеховая культура русской фразеологии исследована незаслуженно мало» (Бондаренко В. Т., 2001, 75). Народная мудрость всегда уделяла особое внимание смеху, смешному в нашей жизни. Смеялся русский народ иного и охотно: над че- ловеческими недостатками и пороками, над глупостью и недалекостью, над собственными бедами и несчастьями, над чужими оплошностями. И в одних случаях это являлось допустимым, в других же осуждалось, считалось греховным, противным Богу. Рассмотрим же, как связаны смех и грех в наших пословицах. Наиболее частотны синтагматические связи концепта «смех» с кон- цептом «грех», причем, как правило, в предложениях, содержащих семан- тическое противопоставление: убожество не грех, да людям в посмех; чу- жая беда – смех; своя беда – грех; где грех, там и смех; навели на грех, да и покинули на смех; грех не смех; грешки не смешки; богу на грех, доб- рым людям на смех; от бога грех, а от людей посмех; чем смех, в том и грех; мал смех, да велик грех; много смеху, да немало и греха; грех не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=