ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 9

61 тор самостоятельно создаёт текст, он членит его для удобства восприятия. В случае, если он работает с готовым текстом, он либо следует навязанно- му ему членению, либо делит текст на фрагменты, что продиктовано раз- нообразными когнитивными и коммуникативными факторами. Иной разновидностью функционирования документного текста явля- ется его использование как единого знака, что оказывается возможным благодаря таким свойствам текста, как целостность и идиоматичность. По- добное употребление связано с процессами сгущения семантики произве- дения. Трансформируется его денотативно-сигнификативный компонент, унифицируется его оценочность, эмотивность: текст фокусируется не на спектре разнообразных оценок и эмоций, а на их отдельном виде. Семан- тическая конденсация приводит к формированию коннотативного компо- нента, генерирующего разнообразные аллюзии при употреблении. Функ- ционирование текста как целостного знака характеризуется спецификой, которая проявляется в культурной детерминированности коммуникативно- прагматической ситуации, в прототипичности сигнификативной и конно- тативной семантики текста, генерируемой им оценочности. Употребление текста как целостного знака носит ритуальный характер. Сложная семан- тика приводится к усреднённому инварианту. Характерно, что такое упот- ребление текста допускает незнание его содержания. Говорящий апелли- рует к тексту, например: как говорится во ФГОСе.., УК допускает.., Кон- ституция провозглашает.., ГОСТ устанавливает.. – однако может не иметь достаточных знаний о структуре документа и его содержании. Употребле- ние текста как целостного знака, безусловно, сопровождается процессами его культурного выделения, возводящего его в ранг прецедентных. Функционирование текста как целостного знака допускает его знако- вую многоликость. Иконичность текста проявляется в том, что он уподоб- ляется обозначаемому объекту. Так, если речь идёт о нормативном тексте, он уподобляется системе запретов или эталону поведения. Индексаль- ность текста проявляется в том, что он указывает на иные тексты, обстоя- тельства, на границы компетентности говорящего, его систему ценностей и включённость в ту или социокультурную группу и т. д. Главная же се- миотическая характеристика текста как целостного знака состоит в его символичности: текст выражает не своё содержание, а новую идею. На- пример, текст ГОСТ – идею эталонности, правильности, обязательности следования, ФГОС – идею модернизации и т. д. Е. С. Кубрякова утверждала, что текст, в силу своей междисципли- нарности, может допускать разные подходы изучения, при этом исследова- тель текста использует разные виды интерпретант: «Текст – это событие и семиотическое, и лингвистическое, и коммуникативное, и культурологи- ческое, и когнитивное … аспекты его изучения могут быть различными, как могут и должны быть разными интерпретанты текста…» [Кубрякова, 2004: 509]. Семиозис документного текста предполагает несколько интер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=